Публицист Бигельды Габдуллин на своей странице в Facebook прокомментировал ответы Касым-Жомарта Токаева, которые опубликовала газета “Егемен Казахстан”:
“Вчерашнее интервью президента Касым-Жомарта Токаева газете Egemen Qazaqstan дало возможность услышать его мнение на те или иные актуальные события в жизни Казахстана и мира.
Весьма уместно смотрелись острые вопросы руководителя газеты Дихана. Камзабекулы. Надо сказать, что президент Токаев не уходил от них в сторону, а давал развернутый, обоснованный и грамотный ответ.
Сама структура интервью очень проста, потому оно доступно к пониманию обычного казахстанца, кого не особо волнует большая политика или экономика, а интересует вопросы «хлеба насущного».
Интервью этот ценен ещё и тем, что президент Токаев коснулся темы, которая до сих пор была табуирована – это тема «двоевластия».
Да, после ухода Назарбаева со своего поста в Казахстане образовалось своеобразное двоевластие. То ли сам Н.Назарбаев начал сожалеть о том, что рано выпустил «вожжи» власти, то ли его окружение, потерявшее не только власть, должность, влияние и несметный поток денег, подтолкнули своего бывшего шефа к этому шагу – мне трудно судить.
Но как бы то ни было, в Казахстане установилось двоевластие, своеобразное и крайне противоречивое переплетение двух властей – законного президента К.Токаева и «Библиотеки» во главе с экс-президентом Н.Назарбаевым. Каждый из них дипломатично уходил от признания такого щепетильного и опасного положения дел в политике.
Но народ прекрасно знал, что двоевластие – это не разделение властей, а жесткое противостояние Токаева и Назарбаева. Это и привело к неизбежным конфликтам, к ступору власти, к стремлению каждой власти сместить ей противостоящую. В конечном итоге, двоевластие стало детонатором трагических событии под названием Кантар – 22.
И вот наконец, мы услышали четкий ответ президента Токаева на вопрос журналиста, что привело страну к такой коллизии.
Как сказал сам президент Токаев, попытки навязать модель двоевластия действительно были, и эти попытки отличались целенаправленностью и организованностью. В сложившейся политической ситуации “транзита власти” политические манипуляторы сформировали некий параллельный центр власти. В стране действовали президент и Верховный главнокомандующий, а также председатель Совета безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии. По его словам, эта ситуация “стала одной из предпосылок январского кризиса”.
“Потому что заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или “тандема”. Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам.
Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну”, – сказал Токаев.
Глава государства добавил, что вообще не должно быть “старшего и младшего президентов”.
“Уходя – уходи”. Это серьезный урок для будущего поколения руководителей, которое должно остерегаться таких вещей и всегда думать только об интересах государства и благополучии общества. К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов.
Прошедшие кровавые события учат власть к тому, что необходимо строить устойчивые и эффективные системы государственных институтов, действующих в соответствии с Конституцией.
По твердому убеждению президента Токаева, мы всем народом преодолели этот кризис, выстояли и стали еще сильнее. Мы предотвратили еще большую катастрофу и стабилизировали ситуацию в стране только благодаря сплоченности наших граждан и решительным действиям всей вертикали власти.
Именно солидарность народа и политической воли президента К.Токаева спасли страну от развала, хаоса, именно они есть и будут гарантом демократического развития Казахстана”.