Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан, стал центральной фигурой в процессе реформирования страны после переломных моментов двадцатых годов. Позже эти реформы назовут Новый Казахстан. Эксперты отмечают, что Новый Казахстан характеризуется масштабными политическими преобразованиями, которые начались после событий января 2022 года. Политолог Айдар Амребаев подчеркивает: “С моей точки зрения как политолога, представляются чрезвычайно важными структурные реформы политического характера, которые были реализованы Главой государства после событий января 2022 года. Они по-настоящему создали институциональную основу Нового Казахстана. Достаточно вспомнить изменения, принятые в результате Общенационального Референдума о внесении изменений в Конституцию страны”.
Toppress.kz узнал у эксперта, как преобразования изменили политический уклад республики и дали ли они заложенный изначально в них эффект.
Какие реформы Токаева, по-вашему, были наиболее значимыми и реализовались наиболее успешно?
В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что предложенная Касым-Жомартом Кемелевичем формула «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» начала работать в полную силу. Это мы видим по качеству и актуальности законов, которые принимает наш Парламент, а также по тому как заинтересованно, со знанием дела, наши депутаты требуют от исполнительной власти в лице чиновников министерств и ведомств не только выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, но и ответственности за судьбу Справедливого Казахстана во вверенных им сферах. Думается, и обществу необходимо активно подключиться на местах к контролю деятельности госорганов в наших городах и селах по реальному улучшению жизни людей, повсеместному установлению принципов социальной справедливости, как основной идеологемы Президента Токаева. Последние события, связанные с борьбой с паводками, показали как может и должно работать Правительство, ответственное за качество жизни людей. Все граждане страны на деле увидели как наши чиновники центральных ведомств, буквально в «походных условиях» принимали решения в зонах бедствия, непосредственно общаясь с людьми с затопленных районов. Сам Президент оперативно принимал решения, будучи на прямой связи с людьми. Интересные трансформации мы наблюдаем и в сфере наблюдения за законностью. Как известно, после конституционной реформы Конституционный Совет был преобразован в Конституционный Суд, куда теперь могут обращаться и граждане. Вся судебная власть меняется на наших глазах. Достаточно отметить прошедший в режиме онлайн перед лицом широкой публики судебный процесс по резонансному «делу Бишимбаева», который не имеет аналогов в постсоветской истории. И надо сказать, что итогом стало не только вынесение сурового приговора преступнику, но и принятие актуального законопроекта о бытовом насилии.
Таким образом, можно сказать, что идеи Президента Токаева не расходятся с делами, а постепенно, шаг за шагом меняют нашу жизнь.
Как вы оцениваете Новый Казахстан в сравнении с идеями прошлого?
Думаю, что концепция «Справедливого Казахстана» – это не идеологема, спущенная сверху в угоду политической конъюнктуре, а выстраданная народом необходимость реальных изменений. И в этом отличие от прежних концептов развития. Если вспомнить разнообразные цели и задачи, которые ставило прежнее руководство, то мы увидим, что они были зачастую оторваны от непосредственных потребностей общества. Например, цель войти в 50, а затем и 30 наиболее развитых стран мира. Эти макроэкономические показатели ни о чем не говорили простым людям, но добавляли очки старому «политическому классу». Жизнь людей не улучшалась, но чиновники успешно отчитывались перед начальством, рапортуя о достижении тех или иных показателей и индикаторов. Сегодня ставятся более конкретные и достижимые цели, приближенные к реальным потребностям людей. Президент Токаев и его команда исходят из задачи обеспечения справедливости на микроуровне, в каждом городе, области и районе, отрасли, хозяйстве. Политика в полном смысле стала «real politik», которая на деле меняет жизнь людей. И в этом я вижу основной смысл концепции «Справедливый Казахстан». Конечно, еще предстоит многое сделать. Нужно встречное движение общества, активистов по доведению до конца взятых на себя обязательств руководством страны. Отрадно, что Главой государства запущен механизм такого двустороннего движения на встречу к более успешной и благополучной стране со справедливыми законами, честными судами, ответственными чиновниками. Я думаю, что усилия Президента Токаева и нового «политического класса» необходимо поддержать. Ведь только консолидированное вокруг общей задачи общество способно изменить жизнь.
Согласны ли вы, что Токаев – это президент-реформатор?
Думаю, что оценку действующему Президенту и его действиям даст история после завершения его срока каденции, которая, согласно изменениям в Конституцию страны, включает в себя однократный семилетний срок. Но мне кажется, что те изменения, которые произошли и происходят на наших глазах в нашем обществе, дают возможность дать оптимистичный прогноз. Мы на верном пути активных системных изменений в самых разных областях. Мы сумели относительно безболезненно пройти процесс политической трансформации, «расчистив поле» для будущей реальной и открытой политической конкуренции, приходу на меритократической основе нового поколения политиков и эффективных менеджеров, сама общественная атмосфера постепенно меняется. «Слышащее государство», которое в начале деятельности Токаева на посту Президента страны было политической новацией, теперь становится привычным делом. Например, посредством электронных петиций граждане страны имеют возможность сегодня изложить свои просьбы и предложения, то есть люди посредством современных информационных технологий участвуют, фактически, в формировании актуальной повестки дня государственной политики. Кстати говоря, информатизация входит в нашу жизнь достаточно активно. И общество взаимодействует с государством на иной более объективной и транспарентной платформе. Мы в своей научно-академической среде разрабатываем и апробируем новые подходы во взаимоотношениях власти и общества в условиях цифровой трансформации.
Ваше мнение о последних кадровых перестановках в стране и подписании последних законопроектов о бытовом насилии и о запрете на въезд в страну ряда лиц?
Давать оценку тем или иным тактическим перестановкам во власти, наверное, не совсем корректно. Они соответствуют целям и задачам конкретных ведомств, ситуации с кадровым обеспечением тех или иных актуальных отраслей. Важно, что процедура отбора кадров высокой профессиональной компетенции становится более прозрачной и конкурентной под институциональным наблюдением других ветвей власти, того же парламента и маслихатов. Информационные интернет ресурсы быстро вскрывают «недочеты и изъяны» тех или иных назначений, принимаемых решений в оперативном режиме. Это дает возможность обществу, практически, в онлайн режиме 24 на 7 наблюдать за тем, как ведет себя власть в тех или иных условиях, особенно в кризисных ситуациях. Это делает взаимодействие власти и общества, в целом политический процесс более живым. Даже принимаемые парламентом законы отвечают злобе дня, то есть рождены не в «кабинетной тиши», а рождены самой жизнью. Например, это можно сказать о недавно подписанных Президентом Касым-Жомартом Токаевым законах Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», а также Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах миграции населения и уголовно-исправительной системы». В частности, в последнем законе прописаны возможности получения инвестиционной многократной визы и визы для обладателей востребованных профессий, которые предоставляют право иностранцам получения разрешения на постоянное проживание в Казахстане. Подобные нормы создают совершенно новую правовую и социальную реальность, исходя из меняющихся реалий жизни в нашей стране.