Как меняется роль Ассамблеи народа Казахстана в новой политической реальности и какую миссию президент Касым-Жомарт Токаев возлагает на АНК — в большом интервью по итогам XXXIV сессии АНК объясняет ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Рустем Мустафин.
– Какие ключевые идеи, на Ваш взгляд, озвучил Президент Касым-Жомарт Токаев на XXXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана??
– В выступлении главы государства были сформулированы как символически значимые, так и институционально обоснованные идеи.
Прежде всего, Президент обозначил концептуальный сдвиг в восприятии Ассамблеи народа Казахстана, подчеркнув её статус не только как консультативного органа, но и как системообразующего института. Использование термина «штаб» в отношении АНКуказывает на усиление её организационной и координационной роли в управлении межэтническими отношениями. Это можно рассматривать как попытку переосмысления предыдущей парадигмы этнополитического баланса в контексте новой идеологической установки «Справедливый Казахстан».
Вторым ключевым элементом президентского дискурса стало утверждение гражданской идентичности в качестве альтернативы этническому разделению и различиям. Заявление «мы разные, но равные» представляет собой не просто формальную декларацию, а своего рода формулу новой модели, направленной на создание постэтнической гражданской нации. Это означает отказ от этноцентризма в пользу модели, соответствующей логике глобальных трендов мультикультурного сосуществования и социальной интеграции.
Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил чёткую антипопулистскую и антиэкстремистскую линию. Он предостерегает от политизации межэтнических вопросов и призывает не допускать их использования в деструктивных целях.
Руководство страны стремится защитить внутреннюю гармонию и информационный суверенитет от внешнего вмешательства и внутренней порой весьма деструктивной демагогии. Вероятно, целью является формирование своего рода идеологического иммунитета общества от попыток его дестабилизации через этнический фактор, который, к слову, является классической зоной уязвимости в многонациональных государствах.
Особое внимание уделено молодёжи как ключевому объекту и субъекту новой модели гражданского воспитания. К примеру, инициативы «Адал азамат» и «Ассамблея жастары» направлены на формирование ценностно ориентированной социальной базы, которая будет нести идеи модернизированного патриотизма и ответственности.
Формируется новая парадигма – созидание нации граждан, ориентированных на общие моральные и политические принципы.
Президент также расширил сферу применения АНК. Ассамблея рассматривается не только как инструмент внутренней политики, но и как средство культурной дипломатии и «мягкой силы». В условиях усиления разломов в мире Казахстан стремится использовать свою мультикультурную модель как моральный и политический ресурс, который может быть представлен на международной арене.
Кроме того, президент подчеркнул важность экологического сознания как формы гражданского патриотизма в рамках инициативы «Таза Қазақстан». Интеграция экологических вопросов в дискурс национального единства, где забота об окружающей среде становится символом общей ответственности, выходящей за рамки этнической принадлежности и политики, является действительно инновационным подходом.
– «Мало где в мире смогли выстроить подобную систему», – сказал президент об АНК как уникальной инфраструктуре общественного согласия. Как изменилась Ассамблея за 30 лет своего развития?
– За три десятилетия своего существования Ассамблея прошла путь от символического органа этнополитической репрезентации до прочной государственной платформы по управлению общественным многообразием.
Первый этап (1995–2006 гг.) был периодом становления, когда АНК была создана как инструмент превентивной стабильности в условиях постсоветской фрагментации. Её главная задача заключалась в том, чтобы обеспечить символическое участие этнических общин в государственном диалоге. Это способствовало снижению риска конфликтов и укреплению доверия между обществом и властью.
Во время второго этапа (2007–2016 гг.) Ассамблея обрела конституционный статус и начала активно участвовать в законодательном процессе, в том числе через квоту в Мажилисе Парламента РК. Это придало ей политическую значимость.
Кроме того, структура Ассамблеи расширилась за счет создания домов дружбы, юридического оформления этнокультурных объединений и формирования специализированных советов. В результате АНКпревратилась в разветвленную вертикаль, органично интегрированную в государственный механизм.
Третий этап (2017–2021 гг.) стал временем переосмысления. В условиях политического транзита и усиления запроса на гражданскую идентичность АНК начала переходить от формальной активности к содержательной трансформации. Именно тогда президент Токаев заявил о необходимости придать Ассамблее новую смысловую миссию в рамках обновленной государственности.
Четвёртый этап (2022–2025 годы) знаменуется значительным расширением функций и укреплением АНК как института общественно-государственного партнёрства. В настоящее время данный орган активно включается в процессы национальных реформ: её представители принимают участие в работе Национального курултая, реализуют образовательные и воспитательные проекты, а также занимаются аналитическим сопровождением политики.
Другими словами, АНК трансформируется в гибридную структуру, объединяющую элементы гражданского общества, экспертной среды и административного ресурса. Более того, она перестаёт рассматриваться исключительно как инструмент поддержки этнических меньшинств, а становится универсальным механизмом формирования коллективной идентичности и создания прочного общественного договора.
– В чём, по Вашему мнению, состоит стратегическое видение главы государства по развитию Ассамблеи народа Казахстана?
– Сложно однозначно сказать. На мой взгляд – это отказ от прежней модели символического этнического представительства в пользу создания многоуровневого, гибкого и интеллектуально насыщенного института общественной консолидации.
И вновь, ключевым элементом стратегии становится переосмысление статуса АНК: от консультативной структуры к «штабу» управления межэтническими процессами. Президент предложил концепцию, согласно которой АНК должна выступать не только координатором этнокультурного взаимодействия, но и производителем смыслов, стратегий и политико-идеологических инициатив, направленных на укрепление национального единства. Центральным инструментом реализации этой идеи станет новая концепция развития Ассамблеи на 2026–2030 годы.
Важное место в стратегии отводится инфраструктурной экспансии. Глава государства обратил внимание на необходимости территориальной деконцентрации, через создание домов дружбы, центров этномедиации и культурных площадок в районах с плотной этнической мозаикой.
Ещё одним направлением является использованиепотенциала АНК в качестве инструмента «мягкой силы» на международной арене. В условиях снижения доверияв мире Президент предлагает представитьказахстанскую модель межэтнического согласия как альтернативу доминирующим и неудачным концепциям мультикультурализма.
Ассамблея также интегрируется в реализацию общенациональных идеологических проектов: «Адал азамат», «Таза Қазақстан», развитие трудовых династий. Это означает переход от узкоэтническойработы к более широкой гражданско-нравственной миссии в духе модели «Справедливого Казахстана», основанной на ценностях активного гражданства и коллективной ответственности.
Особое внимание уделяется информационному сопровождению, которое включает в себя создание клубов журналистов, продвижение СМИ на языках этнических групп, а также разработку алгоритмов взаимодействия с государственными органами. Цель этих мер — укрепление информационного суверенитета и защита внутреннего информационного пространства от внешних манипуляций.
Научно-аналитическое обеспечение этнополитической стратегии также является важным элементом. Президент подчёркивает значимость развития экспертных платформ Ассамблеи народа Казахстана, включающих 42 кафедры и более 360 исследователей, которые формируют базы для мониторинга, прогнозирования и раннего предупреждения рисков в области межэтнических отношений.
– Как подчеркнул глава государства, прежде всего нужно усилить работу АНК в регионах и расширять инфраструктуру общественного согласия. Почему это важно?
– Это свидетельствует о глубоком понимании важности пространственного аспекта устойчивости в многоэтничном государстве, ведь региональный уровень представляет собой наиболее чувствительную зону для межэтнических процессов. Именно на местах, в районах с высокой этнической мозаичностью, могут накапливаться и проявляться социальные напряжения. Бытовые конфликты, неравенство в доступе к ресурсам, миграционные потоки и языковые различия могут стать катализаторами локальных кризисов.
В этой связи Президент подчеркивает необходимость наличия эффективной институциональной силы на местах. Региональные подразделения АНК должны выполнять три функции: медиатора, регулятора и просветителя. Для этого создаются дома дружбы, центры этномедиации, волонтёрские штабы и клубы журналистов. Их деятельность должна быть направленана превентивное формирование атмосферы толерантности и коллективной ответственности.
Особенно важно, что курс на регионализацию подразумевает пересмотр прежнего подхода к работе АНК. К слову, расширение инфраструктуры общественного согласия также рассматривается как неотъемлемая часть формирования «общественной устойчивости». Дома дружбы и связанные с ними инициативы становятся платформами для культурной дипломатии и воспитания ценностей, что служит защитой от информационных атак, популистских манипуляций и экстремистской радикализации. Интеграция этих объектов в туристические и образовательные маршруты усиливает их значимость как символов «единства в многообразии».
Региональные подразделения АНК должны распространять ценности «Справедливого Казахстана»: патриотизм, толерантность и социальную ответственность в каждом уголке страны. Ко всему прочему, региональная активизация АНК вполне соответствует современным трендам на развитие так называемого «гражданского активизма снизу». Через различные проекты вовлекается широкая общественность: волонтёры, аксакалы, педагогическое сообщество, молодёжь. Это создаёт условия для мобилизации нехватающего миру позитивного социального капитала.
– Президент назвал главный принцип политики государства – «мы разные, но мы равные». Он подчеркнул, что Казахстан придерживается взвешенной политики и в отношении языкового вопроса. Как вы прокомментируете его слова?
– Принцип «мы разные, но равные» представляет собой отказ от этнического национализма и переход к постэтнической модели гражданской нации. Он утверждает право на различие без ущерба для равенства возможностей. Закрепляетсягражданственность как основа политической принадлежности. В условиях многоэтничного общества такой подход формирует социальный контракт, в котором различия не разрушают единство, а обогащаютего.
Особое внимание стоит уделить подходу к языковому вопросу, который определяет президент. Он придерживается концепции «мягкого суверенитета», отвергая принудительное использование одного языка в ущерб другим. Эволюционное распространение казахского языка через систему образования, медиа и естественные демографические процессысвидетельствует о том, что изменения в языковой сфере происходят естественно, без какого-либо искусственного ускорения или давления.
Данная политика принципиально отличается от радикальных подходов, где, к примеру, жёсткая языковая политика нередко приводила к поляризации и внутренним конфликтам. Казахстан, напротив, демонстрирует модель, где укрепление национальной идентичности идёт параллельно с сохранением культурного многообразия.
Президент Казахстана предлагает модель языкового баланса. Казахский язык становится языком государственной идентичности, в то время как русский язык и языки других этносов рассматриваются как часть культурного наследия общества.
Мы избегаем копирования чужих сценариев и сосредоточены на нашей национальной самобытности и прагматизме. Идеологическая цель этой политики — не допустить, чтобы языковой вопрос стал инструментомполитических манипуляций. Президент ясно отделяетконструктивное развитие культуры от провокационных попыток нарушить общественное согласие, заявляя о недопустимости политизации языка.
– Какие риски и вызовы, в том числе в сфере межэтнических отношений, президент Токаев выделяет на фоне нарастающей глобальной нестабильности?
– Оценка и понимание ситуации президентом Токаевымотличается реализмом, институциональной чувствительностью и осознанием необходимости адаптации традиционных механизмов межэтнической политики к изменяющимся реалиям XXI века.
Прежде всего, президент констатировал, что мир вступил в фазу кризиса международной архитектуры безопасности, на фоне которого усиливаются процессы идеологической поляризации, эрозии международного права и девальвации норм сотрудничества. Для Казахстана это означает рост внешнеполитических рисков, которые могут быть спроецированы внутрь страны через этноконфессиональные напряжения и информационные атаки.
Одним из центральных внутренних вызовов остаётся политизация этничности и языка. Президент предупреждает о возможных провокациях как со стороны внутренних популистских сил, так и через внешнее вмешательство, когда языковые и культурные различия используются как инструмент манипуляции и расшатывания общественного единства.
Особое внимание уделено рискам, исходящим из цифрового пространства. В условиях глобальной медиатизации общественных процессов Казахстан сталкивается с опасностью информационных диверсий, искусственного нагнетания этнической проблематики через социальные сети и блогерские платформы. В ответ на это президентская стратегия предполагает усиление идеологического иммунитета, развитие медиаграмотности и проактивную информационную политику АНК.
Отдельным вызовом обозначена трансформация общественного сознания, особенно в молодёжной среде. Урбанизация, индивидуализация и плюрализация идентичностей создают запрос на новые форматы идеологической работы. Старые ритуальные формы могут утратить эффективность, требуя разработки таких современных программ патриотического воспитания и гражданской ответственности, как «Адал азамат» и «Таза Қазақстан».
Президент также акцентирует внимание на пространственных вызовах: регионы с этнически смешанным населением остаются зонами повышенного риска локальных конфликтов.
Культурно-ментальный вызов связан с риском архаизации и утраты идейной актуальности АНК. Президент подчёркивает необходимость интеллектуального обновления Ассамблеи, её превращения в «штаб стратегического планирования» в межэтнической сфере с аналитическими, образовательными и просветительскими функциями.
Еще один вызов безусловно связан с ростом этнического самосознания. В условиях краха мультикультурализма в Европе и роста закрытости национальных государств существует риск возникновения замкнутых этнических анклавов внутри стран. Ответом становится продвижение концепции «единства в многообразии», развитие проектов общей исторической памяти и культурной дипломатии.
В совокупности президент Токаев очерчивает новую модель реагирования на вызовы:
Ключевое понимание состоит в том, что сегодня угрозы межэтническому миру возникают не только в результатеоткрытых конфликтов, но и в информационном пространстве. В этой ситуации Ассамблея народа Казахстана должна стать также и интеллектуальнымцентром.