В Тбилиси в среду вечером возобновились акции протеста против законопроекта об иноагентах, который был принят грузинским парламентом в первом чтении 7 марта. Своим мнением по поводу ситуации в Грузии поделился в телеграм-канале казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, передает Toppress.kz.
“Беспорядки в Грузии вызваны, как известно, законопроектом, согласно которому получатели иностранного финансирования (прежде всего, НПО и СМИ) должны регистрироваться как иноагенты. Оппозиция называет закон “российским”, хотя правящая партия Грузии сделала кальку не с российского законодательства, а из американского. Аналогичный закон действует и в Израиле. В этой ситуации любопытно то, что получатели западных грантов категорически не хотят называть себя иностранными агентами, хотя таковыми явно являются”, – написал политолог.
“Здесь причудливо переплелись ряд факторов. Либо получатели иностранных бюджетов лица настолько наивны, что считают финансирование своей политической деятельности безвозмездным актом гуманизма и доброты, либо, напротив, хорошо понимают, что являются иностранными агентами влияния, но не хотят, чтобы их таковыми считали. С точки зрения либерала и националиста, конечно, получение денег от одной страны для подрыва влияния другой страны злом не считается, но слово “иноагент” обидное. Кроме того, давно известно, что в цепочке “грантодатель-грантоед” установлены взаимовыгодные откатные схемы, причем практически во всех странах мира.
Взять те же Украину и США как классический пример кланово-коррупционных отношений.
Ретроспективно хотелось бы указать и на исторический вопрос. Деятельность многочисленных политэмигрантов за последние 100 лет можно характеризовать и как борьбу за демократию и национальное возрождение – если не задаваться вопросом: на какие, собственно, средства данная борьба велась и ведется. Неприятно ведь указывать, что тот или иной видный “борец за независимость” получал сначала финансирование от турецкой и польской разведок, потом от спецслужб нацистской Германии, а затем перешел на средства США и Великобритании. Это для имиджа плохо”, – добавил Данияр Ашимбаев.