Скандальная фотосессия казахстанской актрисы Альмиры Турсын с новорожденным сайгачонком вызвала настоящий резонанс у общественности. Пользователи казнета обрушились критикой в адрес организаторов данного мероприятия, в том числе и на фотографа Али Оспана. Парадоксальным для казахстанцев стал тот факт, что столь опасное обращение с животным одобрило и курировало ведомство, призванное защищать фауну нашей страны – Министерство экологии, геологии и природных ресурсов. Более того, пресс-служба Минэкологии, пользуясь случаем, организовала пресс-тур для СМИ, в ходе которого все присутствующие журналисты не преминули сделать памятное фото с новорожденным краснокнижным животным в руках. Работники министерства уверяют, что ни один сайгачонок не пострадал. Однако из личной беседы с опытными экспертами корреспондент Toppress.kz выяснил, что подобные действия в отношении сайгаков не только противозаконны, но и вполне могут привести к смерти животных. Подробнее читайте в материале редакции.
Данная фото-экспедиция была инициирована казахстанским фотографом Али Оспан. По его словам, проект был создан с целью показать разнообразие природы Казахстана и призвать к защите сайги. По его словам, он вдохновился снимком инспектора по охране животного мира Ерлана Нургалиева, державшего в руках детеныша сайги.
Как-то раз я увидел очень сильный образ: сильный егерь держит в руках беззащитного детеныша сайги. Я сделал фото, но тогда не знал, что этот снимок станет популярным и не мог я знать, что герой этого снимка инспектор по охране животного мира Ерлан Нургалиев будет убит браконьерами.
Я и раньше относился с трепетом к сайге, ведь для степняков это животное всегда было святым, а после смерти егеря, вообще проникся любовью к этим четвероногим друзьям. Именно поэтому я решил первую съемку «дочерей казахской степи» снять вместе с детенышем сайги, чтобы заодно популяризировать идею защиты этих прекрасных животных, – написал у себя на странице в Instagram фотограф Али Оспан.
Однако пользователи были возмущены тем, что для фото в качестве «реквизита» были привлечены совсем еще маленькие новорожденные сайгачата. Кроме того, в сети появились многочисленные фотографии журналистов, держащих в руках детенышей сайги.
Вы что себе позволяете? Вы не просто нарушаете закон, вы используете дикое животное как аксессуар к фотосессии, подвергая его опасности ради фоточек и лайков в сети?
Вы что делаете? Это новорожденный детеныш сайгака. Где была все это время его мать? Это же не бараны домашние! Животное находится под охраной, имеет особый статус.
За фотографа и пресс-секретаря Министерства экологии заступился один из журналистов Аян Мейраш, который так же принимал участие в пресс-туре и сделал памятное фото с диким животным. Он сослался на то, что инспектор по охране животного мира Ерлан Нургалиев так же держит в руках “новорожденного” сайгачонка. Однако пользователь Ерлан Мусин возразил ему и привел ряд аргументов.
– Это не новорожденный сайгак. Ему около месяца.
– А как ее поймать, если ему около месяца? Тут сайга новорожденная.
Он также указал на длину ног сайгачат, которых брали на руки и актриса, и все журналисты пресс-тура. Даже невооруженным глазом видно, что сайгак на фото с егерем гораздо крупнее.
Посмотрите на длину ног сайгачат. Новорожденная сайга, которая у вас на руках имеет 30 сантиметров максимум, а сайга, которую держит Ереке, имеет ноги в районе 50 сантиметров, – написал Ерлан Мусин.
По словам фотографа, на фотосессию у него ушло только 3 минуты.
Я должен сказать, что у меня было только три минуты – столько мне дали времени, чтобы не напугать детеныша сайги. Так что, хочу заверить всех, что мы пытались сделать свою работу максимально быстро и деликатно, чтобы ни в коем случае не навредить живой природе, – написал у себя на странице Али Оспан.
Но пользователи уличили Али Оспана в откровенной лжи, так как судя по кадрам актриса Альмира Турсын в ходе съемки сменила три наряда, прическу и декорации. А сделать это за три минуты, по мнению общественности, не так-то просто, особенно, если действия происходят в степи.
3 минуты? Разные образы актрисы, на ковре – это точно было больше трех минут. Странно, что вы хотите популяризировать идею защиты сайгаков через использование только родившегося животного в качестве реквизита для съемок.
Пресс-секретарь Минэкологии Самал Ибраева прокомментировала данную ситуацию, отметив, что ведомство полностью поддерживает подобные инициативы.
Мы дали разрешение, согласовали день, время встречи, но при условии соблюдения всех мер для сохранения спокойствия и безопасности животных, а также при обязательном сопровождении наших инспекторов. Поэтому все прошло под контролем наших инспекторов. Ни один сайгак при этом не пострадал. Мы хотим, чтобы весь мир через талантливые профессиональные работы наших ребят увидел всю красоту нашей прекрасной казахской земли. Да, мы хотим, чтобы наши люди начали ценить природу, растения, животных. Чтобы увидев этих замечательных сайгаков на фото, они полюбили их и задумались, как хрупок этот мир, — сказала пресс-секретарь.
А после закрыла свою страницу и заблокировала пользователей, выразивших свое возмущение по этому поводу. В бан пресс-секретаря за критичные комментарии попал также представитель республиканской ассоциации «Табигат» Айтуар Туганбеков, некогда работавший в Комитете лесного хозяйства и животного мира при Министерстве экологии. Мы лично связались с Айтуаром, чтобы узнать насколько опасно и законно подобное обращение с диким животным.
Нужно начать с того, что сейчас законодательством Казахстана запрещено любое пользование сайгаками, кроме научных целей, а фотографирование – это демонстрационное использование животных, которое законодательством не предусмотрено. Этот запрет был основан на научных исследованиях. Чтобы предусмотреть какие-то другие цели, например фотографирование, нужно соответствующее обоснование, исследования, где ученые подтвердят, как можно фотографироваться и можно ли фотографироваться вообще, – сказал эксперт.
Но, по его словам, этого никогда не произойдет, поскольку ни один уважающий себя ученый не будет уделять время такой научной работе.
Вообще, законодательство и принципы обращения с животными базируются на невмешательстве в природные процессы, особенно в процесс рождения детенышей. Фотографирование этому принципу абсолютно не отвечает. Ученые, при принятии мер, действуют очень быстро, безопасно: оставляют транспорт подальше от животных, идут пешком; соблюдают интервал, расстояние; разговаривают шепотом или какими-то знаками. Они действуют максимально аккуратно, чтобы не потревожить животное, – отметил Туганбеков.
Он также обратил внимание на то, что новорожденные детеныши, которых держали в руках, вероятно, были моложе одного дня. Поскольку на фото они не держались на ногах самостоятельно и все время лежали.
Они крепнут в течение двух дней, в это время самка должна покормить их несколько раз в день. Например, детеныш лежит до обеда, а ближе к обеду самка кормит малыша, поскольку после обеденного времени у неё будет обезвоживание. Но, так как там были люди, техника, посторонняя аппаратура, а у животных как нам известно, хорошо работает инстинкт самосохранения, самка может испугаться и не подойти к своему детенышу. Следовательно, основное средство коммуникации животных, которое работает посредством запахов – не будет задействовано, – добавил спикер.
С его слов, любой человек на эмоциях может сильно прижать животное и повредить внутренние органы, конечности.
Пользователи казнета так же обратили внимание на наличие множественной световой аппаратуры во время съемок.
Мало того, что трогали и неизвестно сколько таскали детеныша, так ещё и вспышкой фигачили. От вспышки у взрослых людей иной раз глаза болят, а тут новорождённый сайгачонок. Как после этого можно писать, что никто не пострадал?!
По мнению бывшего руководителя управления Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК, это очень опасно для животных.
Тут наблюдается большая недоработка МЭГПР РК, профильного Комитета. В предыдущие годы я сам там работал и курировал животный мир. Мы никогда не разрешали туда ездить в период окота. Устраивали пресс-туры только в период борьбы с браконьерством. Самал Ибраева писала, что никто не пострадал. Откуда она это знает? Она на каждого сайгачонка повесила телеметрический ошейник и отслеживала показатели их жизнедеятельности? Этого ведь не произошло. Можно смело утверждать, что скорее всего половина этих сайгачат не выживут, – заявил Туганбеков.
Он также рассказал, что на подобные довольно частые пресс-туры с участием популярных блогеров и журналистов выделяются немалые суммы из государственного бюджета.
Объективно для данных пресс-туров из бюджетных средств выделяются немалые деньги. Хотя эти деньги могли пойти на более полезные вещи: технику, благоустройство территории, элементарно кормушки поставить. Все эти пиар акции оплачивают наши подведомственные организации. Пиар и освещение – это хорошо, но в первую очередь нужно решать основные проблемы. Сейчас они не решены. По сей день существует проблема браконьерства, не выделяются деньги на исследование болезней. Эти проблемы не освещаются, а вся работа строится в “белой красивой обложке”. Реальные проблемы и критика блокируются пресс-секретарем Самал Ибраевой, хотя основным принципом в ее профессиональной деятельности должна быть объективность, – сказал эксперт.
Он также отметил, что Блокируются не только его комментарии и посты, но и высказывания других пользователей.
Эксперт привёл в пример работу мировых СМИ.
Никто в Natgeo и BBC не делает селфи и не подходит близко, всё делается на расстоянии. Они устанавливают фото- и видео-ловушки в местах обитания, а затем монтируют. Животных можно трогать и вмешиваться в их жизнь в экстренных ситуациях: во время наводнений, пожаров. Когда животное в беспомощном состоянии, можно помочь. Когда идёт естественный процесс, подходить нельзя. Эти процессы очень хрупки. Нельзя заниматься только пиаром, нужно освещать все проблемы, – заключил Айтуар Туганбеков.
Зооактивист Сакен Дилдахмет также прокомментировал данный инцидент. Не так давно натуралист и сам опубликовал фото первых новорожденных сайгачат из ЗКО, делая это крайне осторожно. Но даже это, по словам Дилдахмета, крайне небезопасно для животных.
Мы по возможности делаем фото с сайгачатами во время взвешивания. Но это тоже не оправдывает мои действия. На счёт фотосессии с актрисой: это неправильно. Возможно, они передержали сайгачонка, а это очень плохо для новорожденного. В любом случае, люди не должны вмешиваться в дикую природу. В Африке, когда рождается слон, тигр или зебра, местные жители же не проводят же профессиональную фотосессию. Люди просто наблюдают, – сказал он в разговоре с корреспондентом Toppress.kz.
Таким образом, эксперты сошлись во мнении, что новорожденные сайгачата так или иначе пострадали от рук человека. Беззащитных животных не защитило даже профильное ведомство. Напротив, оно поддержало и, как сообщили в пресс-службе, будут и впредь поддерживать подобные инициативы. Но остаётся непонятным, почему одним можно нарушать закон, а других жестоко наказывают?
Почему Министерство экологии идёт на поводу у блогеров и фотографов в погоне за хайпом, закрывая глаза на гуманность, законность и сохранность природы? Так или иначе, желая пропагандировать бережное отношение к сайге в нашей стране, фотограф Али Оспан, актриса Альмира Турсын, и особенно Минэкологии в лице пресс-секретаря Самал Ибраевой подали дурной пример другим казахстанцам, которые в поисках красивых селфи, так же могут отлавливать детенышей сайгаков. Вопрос о том, до каких пор будет продолжаться произвол профильного ведомства, все еще остается открытым.