Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжан Сяо дал интервью казахстанским СМИ о развитии новой энергетики в Китае и других вопросах, передает Toppress.kz.
За последние годы возобновляемая энергетика в Китае бурно развивается и добилась всемирно известных успехов. На (18-й) Пекинской международной автомобильной выставке 2024 года, которая недавно завершилась, было представлено 117 автомобилей мировой премьеры и 278 новых моделей энергетических автомобилей, таких как BYD, которые привлекли внимание всех стран; На 135-й Китайской ярмарке импорта и экспорта (Кантонская ярмарка) торговля «нового трио», а именно электромобилей, литий-ионных батарей и фотоэлектрической продукции, также продолжает оставаться актуальной и пользуется популярностью у покупателей из разных стран в мире. Господин Посол, не могли бы вы рассказать о текущем состоянии развития новой энергетики в Китае?
– Более 20 лет назад китайские компании продолжали инвестировать в исследования, разработки и промышленное развитие в области новой энергетики. Благодаря жесткой рыночной конкуренции они сформировали свои собственные уникальные преимущества, в том числе преимущества технологических инноваций, преимущества производства и цепочки поставок, а также рыночные преимущества. В отчете Международного энергетического агентства отмечается, что в 2023 году новая установленная мощность возобновляемых источников энергии в мире составила 510 миллионов киловатт, причем доля Китая составила более половины. В 2023 году объем производства и продаж новых энергетических автомобилей в Китае превысил 9 миллионов единиц, заняв первое место в мире девять лет подряд. Экспорт новых энергетических транспортных средств составил 1,203 миллиона единиц, увеличившись на 77,6%, став важной силой в содействии трансформации мировой автомобильной промышленности. Общий объем экспорта «нового трио», а именно электромобилей, литий-ионных батарей и фотоэлектрической продукции, за весь год составило 1,06 трлн юаней, впервые преодолев отметку в триллион юаней. Китайская ветровая и фотоэлектрическая продукция экспортируется в более чем 200 стран и регионов мира, помогая развивающимся странам получать чистую, надежную и доступную энергию.
Быстрое развитие возобновляемой энергетики в Китае – это скачок его конкурентоспособности в данной отрасли, что обусловлено повышением инновационного и научно-исследовательского потенциала Китая, полной производственной цепочкой и цепочкой поставок, а также огромным потребительским рынком Китая. Оно отражает комплексные ценовые преимущества и конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности страны.
Новая энергетика Китая представляет собой передовые производственные мощности, обогащает глобальные поставки и эффективно способствует глобальной зеленой трансформации, стимулирует широкое использование и индустриализацию таких технологий, как зеленые технологии, цифровые технологии и искусственный интеллект, а также содействует созданию новых технологий, что придает новый импульс глобальному экономическому развитию и вносит огромный вклад в дело мира.
В последнее время, заостряя внимание на мощном импульсе быстрого развития сектора новых источников энергии Китая, некоторые политики и средства массовой информации в Соединенных Штатах и на Западе общими силами раздувают нарратив о так называемых «избыточных производственных мощностях Китая», направленный на экспортируемые Китаем автомобили на новых источниках энергии, фотоэлектрическую продукцию и литиевые батареи. Например, в ходе визита в КНР глава Минфина США Джанет Йеллен назвала проблемой избыточные производственные мощности Китая, полагая, что огромные производственные мощности Китая в области электромобилей, литиевых батарей и других областях представляют собой вызов интересам американских компаний. Заместитель министра финансов США Шамбоу заявил: «Избыточные производственные мощности Китая в конечном итоге окажут негативное влияние на глобальные рынки». Господин посол, как вы это прокомментируете?
– Сегодняшняя глобальная структура производственных мощностей является объективным результатом совместного действия рыночных законов и экономической глобализации. Это неизбежное требование для стран осуществлять разделение труда и кооперацию, а также оптимизировать факторные ресурсы на основе собственных сравнительных преимуществ. Будь то с точки зрения сравнительного преимущества или глобального рыночного спроса, в Китае не существует так называемой проблемы «избыточных мощностей новой энергетики». Некоторые люди в Соединенных Штатах и на Западе стремятся назвать новую энергетическую отрасль Китая «избыточной мощностью». Это не имеет под собой никакой фактической основы и является совершенно ложным утверждением. Суть этого утверждения — не что иное, как отговорки для политических спекуляций и протекционизма в США.
С глобальной точки зрения новая энергетика Китая не имеет избыточных производственных мощностей и не экспортирует так называемые «избыточные производственные мощности» во внешний мир. Согласно отчету Международного энергетического агентства к 2030 году мировой спрос на автомобили на новой энергии достигнет 45 миллионов единиц, что более чем в три раза превысит показатель 2023 года.
По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии для достижения целей Парижского соглашения совокупная установленная мощность мировой фотоэлектрической генерации должна достичь как минимум 5400 ГВт в 2030 году, что почти в четыре раза превышает общую установленную мощность в мире в 2023 году и примерно в 9 раз превышает общую установленную мощность в Китае. Очевидно, что нынешние глобальные мощности по производству новых энергетических продуктов далеки от удовлетворения будущего рыночного спроса. Ожидается, что новые энергетические товары Китая будут оставаться популярными на рынке в течении длительного периода времени. Огромный спрос, вызванный глобальным процессом сокращения выбросов углекислого газа, является движущей силой непрерывного преобразования новой энергетической отрасли Китая в высокотехнологичную.
Если производственная мощность страны превышает ее собственный рыночный спрос, ее обвинят в «избыточных мощностях». США экспортировали 91,2 млн тонн сжиженного природного газа в 2023 году, став крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа. Чипы, автомобили и самолеты, производимые в США, продаются по всему миру, и это также в полной мере применимо к «избыточным мощностям». Другой пример: в 2022 году Германия произвела 3,48 миллиона автомобилей, из которых 2,65 миллиона были экспортированы, что составляло почти 80%. Можно ли это также назвать проблемой «избыточных производственны мощностей» в Германии? Автомобильные компании ЕС всегда занимали доминирующее положение на китайском рынке, и их нынешняя доля рынка по-прежнему превышает 20%, если поиск зарубежных рынков интерпретируется как избыточные мощности в Китае, то как мы можем объяснить большое присутствие продукции и инвестиций европейских компаний на китайском рынке?
Дело в том, что, хотя Соединенные Штаты и Европейский Союз пользуются преимуществами глобальной торговли, они обвиняют Китай в законной международной экономической и торговой деятельности и ложно обвиняют Китай в создании «избыточных мощностей». Оно полностью отражает одностороннее и запугивающее поведение Соединенных Штатов и Запада. Его суть состоит в том, чтобы создать общественное мнение и дать импульс протекционизму. Конечная цель состоит в том, чтобы сдержать промышленную модернизацию и технологические инновации Китая и помешать развитию и прогрессу Китая. В международных экономических и торговых обменах мы решительно выступаем против торговых протекционистских мер по подавлению китайских предприятий во имя «избыточных мощностей». Этот вид протекционизма противоречит историческим тенденциям, равносилен употреблению яда для утоления жажды и не принесет ожидаемых результатов.
Казахстан и Китай могут стать первыми странами, осуществляющими сотрудничество в области производственных мощностей. Правительства двух стран активно выстраивают многоуровневый механизм стыковки и обмена, а также способствуют реализации большого количества проектов сотрудничества в области производственных мощностей. В последние годы в Казахстане также набирает популярность большое количество китайских автомобильных брендов, таких как Geely, Chery и Changan. Господин посол, не могли бы вы рассказать о нынешнем сотрудничестве между Китаем и Казахстаном в области производственных мощностей, особенно в области новой энергетики?
– Как Вы отметили, Китай и Казахстан являются пионерами сотрудничества в области производственных мощностей. Обе страны придерживаются принципа взаимной выгоды и взаимовыгодного сотрудничества, активно укрепляют стыковку и координацию политики развития и вступили на успешный путь сотрудничества в области производственных мощностей. Китайско-казахстанское сотрудничество в области производственного потенциала отвечает потребностям развития обеих сторон. Оно началось рано, имеет прочную основу, комплексные механизмы и достигло плодотворных результатов, подав хороший пример всему миру.
Новая энергетика является одной из областей сотрудничества с наибольшим потенциалом развития между Китаем и Казахстаном. В последние годы в рамках инициативы «Один пояс и один путь» в Казахстане успешно реализован и действует ряд новых высококачественных проектов энергетического сотрудничества между двумя странами. Такие проекты, как Жанатасская ветровая электростанция, Тургусунская гидроэлектростанция (ГЭС) и проект ветроэнергетического комплекса Акмолинской области, дают мощный импульс экономическому развитию Казахстана и низкоуглеродной трансформации. Автомобили китайских марок, такие как Changan, Chery, Haval не только обогащают выбор казахстанских потребителей, но и обеспечивают множеством рабочих мест местных жителей.
Новая энергетика представляет собой передовые производственные мощности и огромный потенциал развития. Китай готов работать с Казахстаном, чтобы воспользоваться исторической возможностью быстрого развития новой мировой энергетической отрасли, и улучшить политику и стандарты продолжать осуществлять конструктивное сотрудничество в инвестиционной и других областях, содействовать модернизации внутренней промышленности и экономическому развитию, а также способствовать взаимовыгодному сотрудничеству между двумя странами в области экономики, торговли, производственного потенциала и других областях, чтобы принести больше пользы народам обеих стран.