Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия сегодня мы поговорили с руководителем отдела об охране и использовании объектов историко-культурного наследия РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ботай» Министерства культуры и спорта РК Искрижицким Владимиром Александровичем.
–Сегодня в Казахстане государство уделяет огромное внимание памятникам истории и культуры, но не многие граждане нашей страны представляют, в чем заключается работа государственных служащих, которые охраняют памятники историко-культурного наследия. Расскажите, в чем заключается ваша деятельность как руководителя отдела по охране и использованию объектов истории и культуры?
-Без сомнений, правительство Казахстана уделяет огромное внимание сохранению истории и культуры нашей страны. Об этом говорят принятые программы, озвученные Первым Президентом РК Н.А.Назарбаевым в ежегодных посланиях народу Казахстана. У всех на слуху такие названия программ, как «Сакральная география Казахстана», «Туған жер». Но скажу, что на законодательном уровне был издан закон РК «Об охране и использованию объектов историко-культурного наследия» от 26 декабря 2019 года. И согласно этому закону все памятники истории и культуры находятся под защитой государства. И даже памятники, относящиеся к истории Казахстана, но находящиеся за рубежом также находятся под охраной Республики Казахстан. Приведу примеры – могилы султана Египта Бейбарыса, расположенная в Сирии в мечети Омейядов Дамаска, могила учителя Востока аль-Фараби также в Сирии, зират хана Ораза Мухаммеда в России в Рязанской области. И власти Казахстана помогают реставрировать сакральные памятники.
К памятникам и объектам истории и культуры относятся памятники архитектуры и градостроительства, сакральные памятники, археологические объекты, исторические комплексы, монументальные сооружения, бюсты и мемориальные доски, устанавливаемые на фасадах домов. И все эти памятники охраняются инспекторами, охраняются от так называемых «черных копателей-археологов», которые занимаются незаконной деятельностью, разъезжают по районам и областям Казахстана с металлоискателями, лопатами, вскрывают курганы, могильники, поселения и продают найденные артефакты на черном рынке для теневых коллекционеров. Встречаются такие случаи, когда черные копатели выдают себя за официальных археологов, палеонтологов, исследователей прикрываясь именем знаменитых археологов.
–Как удается вычислять «черных копателей»? Какие меры принимаются в случае, когда их обнаруживают?
-У любой исследовательской экспедиции (археологической, географической, экологической, палеонтологической) или группы реставраторов должны быть соответствующие документы, чаще всего это государственная лицензия дающая право на проведение этих работ. Если таких документов нет, значит, они являются черными копателями, которые наносят непоправимый ущерб истории и культуре Казахстана. И это уголовно наказуемое деяние.
И ведь даже сегодня очень много памятников истории, которые должны быть выявлены, исследованы и внесены в список охраняемых объектов. Очень яркий пример, поселение энеолитического периода Ботай, где впервые человек смог одомашнить лошадь. И первооткрыватель Ботайской культуры д.и.н., профессор археологии Зайберт В.Ф. говорит о том, что здесь, на археологическом памятнике Ботай исследования которые длятся 40 лет, могут затянуться еще на несколько десятилетий вперед. Поэтому отдел охраны музея-заповедника «Ботай» на сегодняшний день занимается созданием охранного заграждения вокруг археологического памятника Ботай, чтобы защитить не только от незаконных раскопок, но и от домашнего скота, который иногда заходит на территорию памятника.
– Нашим читателям интересно также как используются объекты историко-культурного наследия в Казахстане. Может ли любой гражданин нашей страны приехать и посмотреть исторический памятник? Существуют ли какие либо правила поведения для туристов на памятниках?
-Безусловно. Согласно закону объекты историко-культурного наследия предполагают образовательную, художественную, культурную, туристическую, историческую цель. На памятник Ботай приезжают целыми школьными классами, семьями. Мы просим, чтобы на памятниках культуры посетители вели себя уважительно. Ведь культура – это не просто приехать посмотреть на что-то удивительное, красивое, древнее. Это в-первую очередь уважение к истории своей страны. Мы сталкивались с ситуацией, когда школьники разбрасывали по территории памятника пластиковые бутылки, обертки, пакетики от семечек. Да что говорить, даже пожилые люди своим поведением иногда ведут себя как школьники. Поведением неуважительного отношения к своей истории, природе, историческим личностям. Сам был свидетелем такого отношения на комплексе Ботай-Бурабай, когда пожилые женщины разбрасывали семечки по территории. И конечно, мы просим убирать за собой. Вот даже на археологических раскопках, которые проводятся на памятнике Ботай, мы просим студентов не мусорить, не курить и не разбрасывать окурки. А взять весь мусор, положить его в пакет, увезти с собой и где-нибудь в населенном пункте положить в мусорный бак. И хочу пожелать всем, и родителям и учителям в школе, студентам, преподавателям, туристам отечественным и зарубежным оберегать и уважать объекты старины, воспитывать в молодом поколении чувство гордости за такие исторические памятники.
-Спасибо большое Владимир Александрович за такое познавательное интервью, даже слегка эмоциональное, но правильно акцентированное. Успехов вам в вашей работе и по-больше туристов, уважающих историю и культуру нашей страны.