Как это не прискорбно, но насилие, совершаемое над женщинами – проблема не новая, и ежегодно получающая новые возможности для развития. Сама жизнь со всеми ее повседневными мелочами позволяет широко распространяться таким формам насилия, как домогательства на рабочем месте, эксплуатация детей и подростков, изнасилования и даже инцест.
Насилие в семье не имеет существенных социальных или этнических отличий, они присущи и городу и селу в равной степени. Его страшное лицо может проявиться как в первые месяцы и годы совместной жизни женщины и мужчины (детей и взрослых), так и по прошествии долгих лет. И, к сожалению, довольно часто жертва даже не подозревает о патологических наклонностях человека, с которым живет, работает, встречается и так далее.
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждая третья женщина в мире подвергается сексуальному или физическому насилию в течение своей жизни. А сама проблема насилия в отношении девочек и женщин – одна из наиболее шикоро распространенных, но трудно искоренимых проблем, которая, тем не менее, способна привести к действительно катастрофическим последствиям.
В Казахстане ежегодно от совершаемого домашнего насилия погибает около 400 женщин – эта цифра действительно пугает.
Директор Международной тюремной реформы в Центральной Азии Азамат Шамбилов рассказал, что в период с января по декабрь 2017 года против женщин в Казахстане совершено 91 631 правонарушение, из них – 5619 проступков, 9496 преступлений небольшой тяжести, 71965 – средней тяжести, 4131 тяжкое преступление и 420 – особо тяжких.
«Женщины и девочки сталкиваются с дискриминацией в системах уголовного правосудия в различных формах: от преступлений с гендерной спецификой до отсутствия учета их особых потребностей и нет должного обращения с ними в местах заключения. Многие системы правосудия не признают роли, которую играет бытовое насилие и насилие сексуального характера для женской преступности, а также не защищают женщин от насилия при задержании, в полицейских участках и в местах лишения свободы. В мерах, касающихся устранения гендерного неравенства, часто упускается из виду положение женщин-правонарушителей и заключенных. Женщины очень уязвимы и становятся жертвами насилия и преступлений», – рассказал Азамат Шамбилов.
Насилие, совершаемое над женщинами, как правило, подразделяется на следующие группы:
Эмоциональное насилие, представляющее собой постоянные оскорбления, упреки, сцены ревности, презрительное отношение с целью снижения самооценки женщины и дальнейшей утраты ею самоуважения.
Физическое насилие,когда трезвый или пьяный мужчина бьет членов своей семьи, наиболее часто – жену.
Экономическое насилие – женщине запрещается работать, мотивируя это тем, что и домашней работы более чем достаточно. При этом ей отказывают в деньгах или отбирают их.
Сексуальное насилие – когда к отношениям сексуального характера принуждается женщина или над ребенком совершается сексуальное надругательство.
Использование детей против матери – муж, желая сделать свою жену более покладистой и сговорчивой, угрожает отобрать детей. Бывает и так, что дети становятся невольными передатчиками угроз и запугиваний.
Изоляция от окружающих – женщина не может общаться с родственниками и друзьями, так как муж ей это запретил, либо она лишается свободы поведения и передвижения вообще.
Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан опубликовал результаты своего статического исследования 2017 года, посвященного проблеме насилия над женщинами. Предлагаем вам ознакомиться с основными его положениями.
Итак, исследование, проведенное ведомством, показало широкое распространие в Казахстане насилия в отношении женщин. 17 процентов опрошенных женщин в возрасте от 18 до 75 лет рассказали, что подвергались в течение жизни физическому или сексуальному насилию (иногда и тому, и другому) со стороны партнера.
Наиболее высокую распространенность насилия над женщинами показали следующие регионы – Сверо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская области. А наиболее низкие показатели наблюдались в Кызылординской и Жамбылской областях.
Почему же показатели в разрезе регионов выглядят именно так? Во многом это связано с традициями и устоями, существующими в том или ином регионе. Кроме этого, на жизнь каждого человека оказывает влияние целый комплекс факторов культурного, политического и социального характера. В соответствии с ними и формируется определенное отношение к женщинам со стороны мужчин и принимаются те или иные правила поведения.
К сожалению, гендерные отношения, несмотря на то, что 21 век насчитывает почти два десятилетия, все еще определяются традиционными, во многом патриархально-жестокими стереотипами, подогревающими неправильное отношение к женщинам.
«Насилия оказалось слишком много. Эта тема была табуирована, и когда она открылась, выплеснулось море признаний надломленных женщин, о сломанной жизни. Я пережила тяжелую психологическую травму и носила ее 25 лет. Она была не потому, что я подверглась насилию, а из-за того, что я 25 лет молчала. Эта и есть болезнь. Молчать – значит болеть. Молчать это значит скрыть преступление, не донести его до правоохранительных органов. Молчать это значит распространять преступление. На сегодняшний день насилие – это не проблема одного человека, это проблема общества и общественности, потому что на каждом этапе общество требует от женщин замолчать. Семья, близкие требуют молчать, потому что это стыдно, уят(…) Сказать о том, что было изнасилование не стыдно. Потому, что молчание порождает преступность и они множатся. 70% преступников освобождаются по примирению сторон, у нас еще нет цифр того сколько насильников освобождается по амнистии. Но мы видим, что человек, который изнасиловал женщину через два года выходит из тюрьмы по условно-досрочному, а через два месяца насилует девочку и убивает ее – это до дикости не понятно. Почему такое тяжелее преступление наказывается маленькими сроками. Почему статья 120 всего от 2 до 5 лет. Это даже не срок», – лидер движения «#НеМолчиKZ» Дина Смаилова.
Говоря о формах насилия, женщины сообщали, что подвергались жестоким и особо жестоким – ударам, пинкам, бросанием в них тяжелых предметов. Особо часто жертвы насилия рассказывали о многократном применения насилия в их отношении: 57 процентов из них ответили в анкетах «часто» на вопрос о том, как часто они подвергаются насилию со стороны своего партнера.
Исследование вскрыло и такой факт: женщины, чьи матери испытывали психологическое, физическое или сексуальное насилие, с большей долей вероятности сами становились жертвами насилия.
В Казахстане также существует определенное количество факторов, которые способствуют проявлению насилия со стороны мужчины.
- Каждая третья опрошенная женщина назвала, как минимум, один случай из своей жизни, когда партнер полностью ее контролировал в особо агрессивной форме.
- В действующем законодательстве не предусмотрена уголовная ответственность за совершение бытового насилия, что позволяет преступникам уходить безнаказанными – такая терпимость в отношении этого вида насилия является тревожным сигналом.
- В сознании детей может сложиться стереотип, в соответствии с которым он/она будут думать, что насилие в семье над женщиной – это норма. Возможно еще появление трудноискоренимой психологической травмы, которая может развиться либо в болезнь, либо в социофобию или патологию.
- Низкий уровень организованности службы, в которые женщины могли бы обратиться за помощью.
Кроме этого, исследователи подробно изучили психологическое и экономическое насилие, которое также оказалось очень распространенным. Так, 21 процент из опрошенных женщин сообщили, что испытывали психологическое насилие, а 7 процентов – экономическое. Женщины назвали психологическое насилие «самым обидным», так как след от него не уходит долгие годы.
Далее, каждая третья женщина, а это 33 процента, когда-либо имевшая партнера, рассказала, что испытывала, как минимум одну из форм контролирующего поведения от мужчины. Это является наглядным свидетельством о распространении контролирующего поведения в среде близких отношений между представителями разных полов в Казахстане. Имеется важная взаимосвязь между перенесеннымиженщинами случая физического и сексуального насилия со стороны партнера и его контролирующим поведением особо жесткого характера.
В рамках проведенного исследования также были собраны и проанализированы данные о физическом и сексуальном насилии в отношении женщин, совершаемых со стороны лиц мужского пола, которые не являлись их интимными парнерами. Наибольшему риску, по результатам полученных данных, женщины подвержены, конечно, со стороны своих партнеров, но 3 процента женщин рассказали о физическом и 2 процента – о сексуальном насилии, совершенном в их отношении мужчинами, не являющихся их интимными парнерами. Чаще всего в качестве обидчиков назывались другие члены семьи или друзья, а также абсолютно незнакомые мужчины. Чаще всего в их числе оказывались друзья и коллеги-мужчины.
Две трети опрошенных женщин – 66 процентов, рассказали о полученном вреде здоровью, количество которого составило не один раз. Чаще всего в качестве нанесенного вреда назывались царапины, кровоподтекии порезы.Почти половина женщин – жертв насилия со стороны своих партнеров, считают, что насилие крайне отрицательно повлияло на их здоровье. А в действительно же, заявлявшие о насилии женщины более чем в два раза чаще сообщали о том, что состояние их здоровья плохое или очень плохое по сравнению с женщинами, не подвергшимися такому насилию.
Около половины опрошенных женщин – 51 процент – рассказали, что они никогда и никому не рассказывали о том, что в отношении них было совершено насилие. То есть их интервьюер стал первым человеком, с кем они поделились своей трагедией.
23 процента женщин рассказывали о насилии своим родителям, 21 процент – родителям своего партнера, 14 процентов – своим друзьям, а 10 процентов – прочим своим родственникам.
Только восемь процентов женщин обращались за помощью в органы полиции, и три процента – к врачу или другому работнику медицинской области. И чаще всего женщины искали помощи не у правоохранительных органов, а у своего отца или друзей, что говорит либо о низком уровне доверия населения к госучреждениям, либо о банальном стеснении и страхе, что им бросят в лицо страшное «Сама виновата».
На основе полученных данных можно сделать вывод о необходимости специальных исследований и просвещения населения по гендерным причинам насилия над женщинами, совершаемым в семье и обществе.
А ведь в Конституции Республики Казахстан написано: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Главное в этом вопросе – не молчать, не терпеть, и не стыдиться, и выбросить наконец из головы эту насквозь прогнившую аксиому, что в случае насилия над женщиной всегда виновата она.