Коррупция в транспортной сфере не новость и стоит как гора на пути развития общества. Неоднократно поднимавшиеся в общественных обсуждениях расследования, являются по-прежнему актуальной и насущной проблемой. О том, как протекало дело, раскрывающее масштабы коррупции, передает Toppress.kz со ссылкой на Orda.kz.
“Очередной коррупционный скандал разразился в феврале 2021 года в столице. Позже Антикор отчитался о задержании руководителя инспекции транспортного контроля по Нур-Султану. Его подозревали “в незаконном получении денежных вознаграждений от гражданки Ш. за общее покровительство в её незаконной деятельности по выдаче фиктивных актов о прохождении технического осмотра транспортных средств”. В мае 2023 года на скамье подсудимых оказались 21 человек» – пишет Orda.kz.
Как отмечает портал, согласно материалам уголовного дела, 30-летний Канат Кудайбергенов, который был в то время рядовым экспертом управления контроля на автомобильном транспорте, в 2017 году познакомился с Баян Шумбасовой. У них было много общего. Она долгое время проработала в сфере проведения обязательного техосмотра транспортных средств. Но кроме профессиональных интересов, обоих объединяло желание обогатиться.
Вероятно, они и сами не ожидали, насколько прибыльной окажется в будущем их затея и до каких масштабов разрастётся.
Как ранее сообщалось, Сотрудники транспортной инспекции подозревались во взяточничестве в ВКО еще в 2021 году. Антикоррупционной службой ВКО проводился внешний анализ коррупционных рисков в деятельности РГУ “Инспекция транспортного контроля по Восточно-Казахстанской области”. Как отмечали в Антикоре, взятки они получали от водителей грузовых автотранспортных средств за беспрепятственный проезд и непривлечение к административной ответственности.
По информации Orda.kz, преступная группа состояла из руководителей, оператора техосмотра и агента. При этом роли и обязанности каждого были чётко распределены.. При этом сам Кудайбергенов, находясь на государственной службе, рук марать не хотел и выступал в роли серого кардинала. Он старался не светиться в лишних контактах, предпочитая руководить процессами дистанционно и решая все вопросы через Шумбасову. Карьера Кудайбергенова не стояла на месте, и он уже занимал должность заместителя руководителя столичной Инспекции транспортного контроля, проворачивать вышеописанные схемы не составляло большого труда.
О коррупции в транспортном контроле, было известно еще давно. В 2021 году Антикоррупционная служба призвала Министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова наказать главу Комитета транспорта Самата Гилимова за многочисленные коррупционные преступления сотрудников ведомства.
В среднем стоимость преступного техосмотра варьировалась от 1,5 до 3 тысяч тенге. На момент создания “бизнеса” это были нормальные деньги за услугу. Агенты и посредники оставляли себе в среднем 100–200 тенге с каждой машины.
География торговли поддельными ТО разрослась и охватывала, помимо столицы, Алматы, Шымкент, Костанай, Кызылорду, Тараз и Актау. К февралю 2021 года группировка продала 348 диагностических карт технического осмотра транспортных средств, а доход Кудайбергенова и Шумбасовой составил 519 137 207 тенге.
Для предотвращения негативных последствий, а также во избежание различных проверок своей незаконной деятельности Кудайбергенов и Шумбасова дали взятку в размере 805 тысяч тенге ведущему специалисту алматинской инспекции транспортного контроля Ерлану Жусупову. Весной 2020 года пришлось отстегнуть и эксперту управления контроля на автомобильном транспорте Комитета Ерлану Жумаканову. Единоразовый платёж не случился. Здесь уже было регулярное денежное вознаграждение. С 10 июня 2020 года до 20 января 2021 года Жумаканов получил в общей сложности 8 100 000 тенге, на счет его родственника. В суде Жумаканов отрицал факт получения взятки и говорил, что денежные средства, поступившие на счёт его родственника, он передавал Кудайбергенову.
После, в 2022 году вопрос о коррупционных действиях транспортного контроля поднялся вновь. Антикоррупционной службой по Алматинской области совместно с областным департаментом Комитета национальной безопасности и Талдыкорганской транспортной прокуратурой пресечена незаконная деятельность сотрудников Инспекции транспортного контроля Алматинской области.
Также, по информации Orda.kz, при обыске дома Кудайбергенова обнаружились чеки, подтверждающие покупку двух дорогостоящих телевизоров на сумму 974 960 тенге и детской площадки “Савушка” на сумму 667 000 тенге. Опираясь на банковскую выписку, суд доказал, что всё было приобретено на доходы от “бизнеса”, и изъял в доход государства. В компенсацию госказны изъяли также 1 510 000 тенге, принадлежащие Шумбасовой. Зато был отменён арест на имущество. И принадлежащая 1/5 часть земли на участке в Туркестанской области вернулась хозяйке.
4 мая Кудайбергенову было назначено 10 лет лишения свободы с конфискацией. Он должен был их провести в учреждении максимальной безопасности. Также его лишили права занимать госдолжности пожизненно. Шумбасовой также дали 10 лет с изъятием имущества, пожизненно лишив её права занимать должности на госслужбе. При этом её должны были поместить в условия средней безопасности.
Остальным участникам ОПГ назначили от двух до пяти лет тюрьмы, с запретом на занятия в сфере информатизации.
В итоге 28 июля приговор был смягчён. Однако на сроки это не повлияло. Кудайбергенова было решено перевести в условия средней безопасности.