Расследование авиакатастрофы вблизи Актау ведется в строгом соответствии с международными нормами, установленными Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, к которой Казахстан присоединился в 1992 году, что еще раз подчеркивает готовность Казахстана обеспечить полную объективность и транспарентность расследования.
Чикагская конвенция регулирует вопросы международной гражданской авиации, а Приложение 13 к ней, устанавливает стандарты и рекомендации для расследования авиационных происшествий. Так глава пятая Приложения 13 устанавливает требования к проведению расследования авиационных инцидентов. Согласно положениям данной главы, расследование авиационного происшествия проводится государством, на территории которого произошло это происшествие. Казахстан выполняет эту обязанность.
Государство, которое проводит расследование, может обратиться с просьбой к любому другому государству, которое, по его мнению, лучше других способно помочь в расследовании, в том числе в считывании записей с бортовых самописцев.
Почему черные ящики отправлены в Бразилию?
На основании вышеуказанных стандартов Казахстан провел консультации с авиационными властями Азербайджана (страна эксплуатант) и России (страна следования самолета) и, следуя рекомендациям ИКАО, принял решение отправить черные ящики в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA).
Решение отправить черные ящики в Бразилию – это не чей-то каприз, а разумный шаг. Это страна, где произведен самолет, и там работают специалисты, которые лучше всех знают его производственные характеристики, то есть специалисты, работающие с данными самописцев, обладают глубокими техническими знаниями об оборудовании и особенностях данного воздушного судна.
CENIPA сертифицирована по международным стандартам и оснащена всем необходимым оборудованием для качественного считывания и расшифровки данных. Передача данных в страну изготовителя самолета исключает риски предвзятости и гарантирует доверие всех вовлеченных сторон.
Расследование находится под личным контролем Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Казахстан демонстрирует полную открытость и готовность к сотрудничеству с международными партнерами. Ведется постоянное взаимодействие с авиационными властями Азербайджана, России и международными организациями.
Казахстан не проводит расследование в одиночку: мы привлекаем экспертов из других стран и следуем рекомендациям международных организаций, так как заинтересованы в объективном и прозрачном расследовании, и сохранении репутации нашей страны как надежного и ответственного участника международного авиационного сообщества, способного следовать высочайшим стандартам прозрачности и профессионализма.
Автор: Акбопе Абылкасимова