Почти два года назад в Казахстане стартовала реформа, направленная на легализацию труда через цифровые платформы. Реальное участие в ней приняли лишь единицы, а большинство сервисов и работников по-прежнему остаются вне системы, передает Toppress.kz.
В сентябре 2023 года глава государства поручил цифровым платформам вывести из тени труд водителей, курьеров и других исполнителей, работающих через онлайн-сервисы. Основная цель — обеспечить для них социальные гарантии, пенсионные отчисления и медицинское страхование, а также наладить уплату налогов за счет самих платформ.
В ответ на это поручение осенью 2023 года был запущен пилотный проект, в котором первой подключилась компания «Яндекс.Такси». На её базе была реализована модель с упрощённой регистрацией индивидуальных предпринимателей, автоматическим удержанием налогов и социальных взносов, а также интеграцией с государственными системами.
14 марта 2025 года на заседании Национального курултая премьер-министр Олжас Бектенов вновь подчеркнул: цифровые платформы должны стать полноценными участниками трудовых отношений и нести ответственность за исполнителей. Министерствам поручено держать на контроле ход реализации реформы.
По информации Комитета государственных доходов, на 3 июня 2025 года интеграция с государственными системами завершена у трёх платформ: «Яндекс.Такси», inDrive и Top.kz. Ещё десять сервисов, среди которых Qwork, Airba Fresh, ApartX, Wolt, Jumis Go, Easytap, Uvu, Choco Food, Arbuz.kz и Glovo, только начали процесс подключения.
Тем не менее, подавляющее большинство официально зарегистрированных исполнителей — это водители «Яндекс.Такси»: более 80 тысяч из 83,2 тысячи индивидуальных предпринимателей. По неофициальным данным, inDrive насчитывает около 50 тысяч водителей, но лишь немногие из них оформили ИП. Это говорит о том, что даже при наличии законодательной базы процесс легализации идёт крайне медленно.
По оценкам экспертов, в сфере платформенной занятости в Казахстане задействованы от 500 тысяч до 1,5 миллиона человек. Однако спустя почти два года после старта реформы, её практическая реализация ограничивается в основном одним оператором. Это создаёт риск перекоса: масштабная инициатива с высокой социальной значимостью пока не стала отраслевым стандартом.
В то же время Комитет государственных доходов проявляет удивительную мягкость в вопросах контроля за цифровыми платформами, что заметно отличается от более жёсткой позиции ведомства по отношению к другим категориям, например, блогерам. Почему в отношении крупных онлайн-сервисов не применяется аналогичный подход — вопрос остаётся открытым.
Ситуация требует глубокого анализа. Почему остальные платформы до сих пор не включились в процесс на должном уровне? Какие барьеры — технологические, организационные или экономические — мешают им? Без ответов на эти вопросы инициатива по обеспечению базовых прав сотен тысяч казахстанцев рискует остаться лишь на бумаге.