3 года прошло со дня Референдума – это событие стало точкой отсчёта для масштабных реформ и преобразований, инициированных президентом Касым-Жомартом Токаевым. Казахстан не прекратит реформы, – резюмировал глава государства в одном из выступлений. Президент подчеркнул, что реализуются они в условиях крайне нестабильной геополитической обстановки. Однако, по словам главы государства, мы не свернем с этого стратегического пути. Важность преобразований, проводимых в последние годы в РК, обсудили с кыргызским политологом Бакытом Бакетаевым, передает Toppress.kz.
Бакыт Кушбекович, как Вы оцениваете масштаб и значимость казахстанских реформ?
– Постсоветская история Центральной Азии – это сложная мозаика, в которой каждая республика выбрала свой путь. Кыргызстан и Казахстан, несмотря на общность советского прошлого, географическую близость и культурно-языковое родство, пошли по принципиально разным траекториям. Изначально РК пошла по пути авторитарной модернизации. Сильная президентская власть, стратегическая ориентация на инвестиции и создание мощного сырьевого сектора позволили избежать тех потрясений, что обрушились на Кыргызстан. Важнейшим отличием стало не только наличие «жёсткой руки», но и умелое распределение рентных потоков между элитами и регионами. Второй Президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, попытался выстроить образ «Второй республики», провозгласив курс на реформы. Однако события января 2022 года показали: стабильность, построенная на лояльности элит, может быть обманчивой. Ваша страна строит государство, способное обеспечить порядок, но до сих пор не создало условия для подлинного участия граждан в управлении. Очевидно, что «Вторая республика» нуждается в реальной трансформации – не только риторической, но и структурной. Без перехода от имитации выборности к подлинной политической конкуренции, модернизация рискует остаться косметической.
Сегодня, когда мы, политологи из Кыргызстана, наблюдаем за происходящим в соседнем Казахстане, особенно в контексте реформ Президента Касым-Жомарта Токаева, трудно не сравнивать это с нашей собственной историей. В стране, где уже пятый Президент строит пятую республику, опыт – как удач, так и провалов – становится не просто уроком, а предупредительным знаком для тех, кто идёт по схожему пути. Именно поэтому реформы в РК вызывают у нас особый интерес и уважение: они производят впечатление тщательно выверенной работы, построенной с учётом не только собственных ошибок, но и чужих.
Ключевым элементом казахстанских преобразований стало перераспределение власти. Уменьшены полномочия президента, ограничена роль родственников главы государства в экономике и политике, упрощён механизм роспуска Мажилиса и назначения акимов. Воссоздан Конституционный Суд, расширены полномочия маслихатов, введены новые принципы формирования Сената. Эти шаги направлены на системное ограничение произвола власти и повышение ответственности институтов. В Кыргызстане подобные попытки предпринимались, но часто превращались в смену одних элит на другие, без глубинной трансформации. Казахстан пошёл по иному пути – реформирование сверху, но с элементами широкого общественного обсуждения.
Инициатива Токаева о трансформации политической системы РК является проявлением зрелости элиты. Президента Казахстана следует рассматривать как политического лидера нового типа – не разрушителя старой системы, а реформатора внутри неё. Он не пошёл по пути резкой ломки или революционного энтузиазма, как это происходило в Кыргызстане в 2005, 2010 и 2020 годах. Его подход – последовательное и постепенное изменение. Именно такая стратегия имеет шанс на устойчивость. Конфуций говорил: «Тот, кто не может управлять собой, не сможет управлять государством». Токаев – человек системы, но он умеет управлять ею с холодной рациональностью и стратегическим мышлением.
На Ваш взгляд, насколько проводимые преобразования способствуют укреплению демократических институтов и прав человека в Казахстане?
– Причины реформ лежат как в социальном запросе, так и в историческом контексте. Январские события 2022 года в Казахстане стали сигналом: модель, унаследованная от прошлого, достигла предела эффективности. Люди требуют не просто стабильности, но и справедливости. На это и направлены реформы: от перераспределения полномочий до снижения роли олигархии в экономике. Известно, что «кризис – это не только опасность, но и возможность» (в китайском языке слово «кризис» состоит из иероглифов, означающих «опасность» и «возможность»). Токаев использовал кризис как шанс для обновления системы. Поворотным моментом в политической истории Казахстана стала конституционная реформа, инициированная главой вашего государства. Это не косметическая правка текста Основного закона, а попытка выстроить новую модель государства – «Вторую республику», как сам Президент это называет. Масштаб этих изменений сопоставим с переходом от советского строя к независимому государству. Это движение от суперпрезидентской модели к более сбалансированной системе с расширением полномочий Парламента и усилением роли гражданского общества. Французский философ Монтескьё писал: «Свобода – это право делать всё, что дозволено законом; если гражданин может делать то, что запрещено, – это уже не свобода, а анархия». Казахстанская реформа 2022 года – это шаг от концентрации власти к упорядоченной свободе.
Усиление представительных органов – важный шаг к реальному политическому плюрализму. Переход к смешанной системе выборов, снижение порога для прохождения в Парламент, признание права самовыдвиженцев – всё это формирует более конкурентную среду. В Кыргызстане Парламент часто становился ареной борьбы элит, а не выразителем народных интересов. Казахстан делает ставку на институционализацию этой роли. Как отметил Джон Локк: «Законодательная власть должна быть выражением воли народа». Казахстан начал движение в этом направлении.
Воссоздание Конституционного Суда, расширение полномочий Омбудсмена, введение запрета на смертную казнь, защита прав женщин и детей – всё это создаёт предпосылки для усиления правовой культуры и верховенства закона. Из опыта Кыргызстана видно: если игнорировать вопросы прав человека и свободы слова, система рано или поздно рушится. У нас эти уроки были выучены через протесты и революции. Казахстан же пытается встроить защиту прав в архитектуру нового государства.
Особого внимания заслуживает реализация концепции «Слышащего государства», запущенная в РК для того, чтобы повысить эффективность взаимодействия между государством и гражданами. Можно смело говорить о том, что реализация президентской инициативы повысила доверие казахстанского общества к власти, которая начала лучше слышать своих граждан и оперативнее реагировать на запросы общества. Люди, в свою очередь, начали более активно принимать участие в построении государства. Об этом свидетельствует активность казахстанцев на общереспубликанских референдумах, где были приняты решения по актуальным вопросам, важным для будущего Казахстана.
Можно ли говорить о формировании новой политической культуры?
– Политическая культура – это не только институции, но и поведение граждан, элит, СМИ. В Казахстане формируется новая модель взаимодействия между властью и обществом: больше открытости, публичной ответственности, диалога. Это – путь не быстрый, но перспективный. В Кыргызстане, к сожалению, демократия часто сводилась к уличной политике. В Казахстане акцент делается на институциональном укреплении демократических процессов. И это даёт шанс на устойчивость.
Какой долгосрочный эффект окажут реформы на устойчивость внутренней политики нашей республики?
– Реформы, проводимые Президентом Токаевым, закладывают фундамент для более стабильной политической системы. Устойчивость возникает не из страха перед властью, а из доверия к её действиям. Снижение уровня коррупции, повышение роли судов, усиление подотчётности – всё это в долгосрочной перспективе укрепляет внутренний порядок. Никколо Макиавелли писал: «Лучше быть любимым, чем быть страшным». Президент Токаев, похоже, стремится быть именно тем лидером, которому доверяют, а не боятся.
Можно ли сказать, что изменения, происходящие в Казахстане, заложили основу для более широкой региональной стабильности и укрепления международного сотрудничества?
– Казахстанский пример может стать важным фактором регионального баланса. Его реформы – это сигнал странам Центральной Азии: возможно развитие без революций, эволюционным путём. Более того, успешные трансформации в крупнейшей экономике региона создают позитивный контекст для интеграционных инициатив, будь то в рамках ОДКБ, ЕАЭС или ШОС. Казахстан щедро инвестирует усилия в своё будущее, и этим подаёт пример соседям.
Сегодня ваша страна демонстрирует ответственную и прагматичную внешнюю политику. В условиях геополитической турбулентности реформы внутри республики делают Казахстан более предсказуемым и надёжным партнёром. Это повышает его авторитет в международных организациях и укрепляет связи с инвесторами. В регионе, где стабильность – дефицитный ресурс, такие шаги ценятся особенно высоко.
Подытоживая, отмечу, Кыргызстан и Казахстан – две модели постсоветского эксперимента. Первая – демократически дестабилизированная, вторая – авторитарно управляемая. Обе несут в себе риски и потенциал. Один народ обретает свободу через борьбу, другой рискует потерять субъектность через пассивную стабильность. Приведу слова французского философа Мишеля Фуко: «Власть – это не то, что кто-то держит в руках. Это то, что циркулирует, функционирует в сети отношений». Кыргызстан медленно, болезненно, но учится строить такие сети. Казахстану ещё предстоит признать, что реформа – это не замена фигур, а изменение правил игры.