Второй день в Астане Комитет общественного согласия Министерства общественного развития Республики Казахстан проводит семинар, посвященный вопросам религии под названием “Эффективность информационно-разъяснительной работы по вопросам повышения религиоведческой грамотности населения”. Корреспондент Toppress.kz поговорил с руководителем отдела Международного Центра культуры и религий КОС МОР РК Есеновой Д., которая в своем выступлении затронула крайне интересную тему – блогерство в религиозной сфере.
– Скажите, насколько высоко Вы оцениваете уровень проводимого Комитетом семинара?
– Тема, заявленная на семинаре, очень важна, так как работа разъяснительных групп проводится во всех регионах. Вместе с тем, мы знаем, как писал Лао-цзы, что «Только идущий осилит дорогу», поэтому членам ИРГ нужно постоянно повышать уровень своего профессионализма, узнавать новые тренды. Каждый из них специализируется на разном – христианстве, исламе, новых религиозных течениях, экстремизме и терроризме. В этом плане семинар дает диалоговую, где каждый человек делится своим опытом. Я думаю, что он позволил вывести на качественно новый уровень работу всех членов ИРГ – не только городов, но и регионов.
– Теперь касательно прочитанного Вами доклада – не могли бы Вы рассказать его положения нашим читателям. Тема, затронутая Вами звучит довольно интригующе: “О некоторых аспектах блогерской работы в религиозной сфере”.
– Мы знаем, что религия – это очень специфичная сфера, и поэтому мы постоянно мониторим работы как блогеров, так и информационных агентств. Не секрет, что сегодня новость делается из одного поста: достаточно написать что-то в Фейсбуке, например, и информационное агентство делает из этого новость, развязывая его – добавляя причинно-следственные связи, привлекая экспертов и так далее. Зачастую журналистам не хватает понимания некоторых вопросов религии, что влечет за собой определенные неудобства и казуса, в первую очередь для самих авторов. Одна из больших проблем – кричащие заголовки, к которым так любят прибегать журналисты. Был такой случай в прошлом году: “Президент приказал сбрить бороды”, и при чтении материала выяснялось, что заголовок совершенно не соответствует содержанию. Он стал резонансным, да, но своей дальнейшей несостоятельностью, тем, что автор пошел на поводу у желания “поймать хайп”, материал вызвал негативную реакцию у большинства читателей. Очень многие пишут сегодня о религии – как эксперты, так и продавцы, кулинары и так далее. Кто-то столкнулся с определенным случаем на улице, к кому-то пришли домой, кто-то увидел в культовом сооружении что-то, и сразу написал. И в большинстве случаев в силу вступает религиоведческая и религиозная безграмотность – не вникая особо в ситуацию, человек написал пост, и ушел со страницы на восемь часов, а его строки начинают набирать обороты, появляются комментарии, люди начинаются спорить и даже оскорблять друг друга. То есть основная проблема состоит в том, что, в силу своего незнания, человек дает неправильную оценку, и это вызывает негатив. Основная задача членов ИРГ поэтому – научиться правильно реагировать на тот или иной материал в религиозной сфере. Как правильно комментировать и разъяснять, писать и доносить свою мысль – всему этому я учу на семинарах, подобных сегодняшнему мероприятию.
– А как специалист по вопросам религии, скажите, станет ли блогерство равным профессиональной журналистике?
– Я считаю так: журналист всегда смотрит на ситуацию как профессионал, и не допустит субъективности в поле своей работы. Например, если я, как религиовед буду делать какую-либо новость, она не будет объективной работой – это будет мнением эксперта, моим взглядом на ситуацию, но никак не профессиональным информационным материалом журналиста. Что мы видим сегодня? Все хотят быть блогерами, хотят «поймать хайп», и поэтому на улице, в помещении – не важно где, они все снимают, а потом выкладывают в социальные сети. Для них важно создать информационный повод, а вот какие будут последствия у него, зачастую даже не предполагается. Я не говорю, что все поступают так, но, основываясь на мониторинге, проведенном мной, могу сказать, что в большинстве своем начинающие и уже набирающие популярность блогеры и простые пользователи поступают именно так. А профессиональный журналист обязательно выявит причинно-следственную связь, даст правовую оценку, опросит нескольких экспертов и на основе всего этого даст объемный и качественный анализ. Что же мы видим у блогеров? Они напишут три, ну максимум пять абзацев, состоящие целиком из их личного мнения и эмоций, на чем дело и закончится. Есть, конечно, исключения, я не говорю, что все блогеры такие, как я сказала. Но зачастую они ограничиваются несколькими предложениями с той эмоциальной и информационной окраской, о которой я говорила ранее. Разумеется, я говорю именно о блогерах, которые пишут на религиозные темы – за иные области я говорить не рискую.
– Насколько успешно, по-Вашему, реализуется сейчас Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 — 2020 годы?
– Этот документ вообще является историческим, поскольку впервые за годы независимости была принята такая концепция. Она охватывает различные сферы, не только религию, и в этом ее уникальность. Я бы сравнила ее с вектором, которая направляет сейчас нашу работу. Концепция только-только начала свою работу, и я могу дать только промежуточный итог – улучшилось качество восприятия государственной политики в той или иной сфере. Она взяла очень хороший старт, и благодаря ей улучшает качество проводимых мероприятий. Не секрет, что людям нужно все объяснять, а Концепция дает ответы на волнующие их вопросы – в ней очень подробно и доступно все расписано. Сегодня она позволяет дать направление работы не только в религиозной сфере, скорее – в общесоциальной. Как себя вести, на что обращать внимание, а что игнорировать, куда обратиться за помощью – абсолютно все учтено в ней. Что важно, она подразумевает индивидуальную работу с человеком, так как важнее избавить одного человека от его радикальных настроений, чем воздействовать на толпу из 200-300 человек без пользы. Я вижу большие результаты в плане информационно-разъяснительной и реабилитационной работы. Но дать обширный анализ работе Концепции мы сможем, я думаю, только после ее завершения.
– Каким образом следует бороться с религиозной неграмотностью?
– Я считаю, что бороться с религиозной неграмотностью следует внутри семьи, начинать с нее, то есть. Когда я провожу семинары с молодежью, я сначала задаю им один стандартный вопрос: вам объяснили дома, что такое ораза и пасха? И из аудитории в 100-150 человек только шестеро обыкновенно поднимают руки. О чем это говорит? Мы жарим шелпеки, печем и освящаем куличи, но на этом, как правило, наша религиозная грамотность заканчивается. Если ребенок спросит нас об истоках этих праздников, почему надо поступать именно так, а не иначе, вряд ли мы сможем дать ему четкий ответ. И, разумеется, воспитанный в 21 веке ребенок пойдет получать ответы в интернет, в надежде, что всемогущий Google ему поможет. А интернет, в свою очередь, наполнен сегодня таким количеством неправды, радикализма и попросту глупостей, что ребенок, практически со стопроцентной гарантией, получит неправильную информацию. Поэтому я всегда призываю молодежь не боятся задавать вопрсоы своим родителям, бабушкам и дедушкам, да даже просто пойти в мечеть или храм и там поговорить с имамом или священником. И еще один факт: очень многое зависит от атмосферы в семье. Если домашние относятся с уважением друг к другу, говорят о культуре и духовности – не только религиозной, то из таких семей не выходит озлобленных людей, готовых воспринимать любые радикальные идеи. Это я вам говорю как специалист, проработавший с большим количеством людей, и знающий проблему изнутри.
Беседу вела Наиля Галеева