Ранее мы уже писали о популярных религиозно-культовых местах Казахстана, однако сегодня решили вспомнить о других, не менее интересных объектах. Просто в силу тех или иных причин они не находятся на слуху у простого населения.
Мавзолей Домбауыл
По мнению ученых, мавзолей Домбауыл – одно из наиболее древних сооружений Центрального Казахстана, который был построен еще во времена гуннов и предназначался для культовых обрядов.
Про Домбауыл существует не одна легенда: так, одна из них связана с сыном Чингисхана Жошы ханом. По этой легенде Домбауыл был придворным музыкантом великого хана, и пользовался его большим расположением. Поэтому именно он осмелился рассказать правителю о смерти его любимого сына, правда, прибегнул он к языку музыки. Казалось, что домбра Домбауыла источала склезы и скорбь по Жошы хану, и потому Чингисхан понял все без слов. Поэтому домбру залили горячим свинцом по приказу хана. По еще одной версии, Домбауыл был свидетелем гибели сына Чингисхана, так как находился в числе джигитов, истребивших табун куланов, из-за которых погиб Жошы хан. Третья версия гласит, что Домбауыл был музыкантом-кобызистом, о котором сложены строки в бессмертном эпическом произведении "Огузнаме". Поэт-жырау Сыпыр Сургалтайулы, проживший на земле сто восемьдесят лет, обращаясь к хану Тохтамышу, говорит так:
Повидал я белый свет,
Мне сто восемьдесят лет,
И душа жива во мне…
Видел даже Домбаула,
Сказочного мудреца,
Его знали все аулы,
Впереди он гнал гонца.
(отрывок приведен в переводе Орынбая Жанайдарова – прим.ред).
Из всего этого следует, Домбауыл – персонаж сказочно-фольклорный, а его историческая достоверность пока не доказана. Факт же места захоронения мудреца и его мавзолей говорят о том, что были люди, заботящиеся о сохранении его памяти в сознании народа.
Памятник Екидын
Ученые утверждают, что этот культовый объект был заложен в раннем железном веке и имеет обрядовое значение. А название его связано, по одной версии, с тем, что он символизирует две религии или два памятника, посвященного им – ведь в то время еще не было единой религии, признанной правителем главенствующей. По другой версии, все гораздо проще – памятник состоит из двух объектов, стоящих напротив друг друга на разных холмах.
Местное население считает территорию, на которой расположен памятник, полной тайн и загадок необъяснимого происхождения.
"Подлинной жемчужиной природных богатств и памятников истории является древний Екидин. К доисламским временам относятся два древних сооружения сферической формы из дикого камня – дыны, давшие название аулу. Эти, достаточно редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под название "Уйтас" или "дынг", построены в форме древнейшего казахского жилища "шошалы" и, возможно, имели ритуальное значение. Предположительная датировка – ранний железный век", – так о памятнике писал великий казахский ученый Алькей Маргулан.
Мемориальный комплекс Коркыт-ата
Этот комплекс расположен в Кармакшинском районе Кызылординской области, в одном километре от захоронения легендарного музыканта.
Коркыт-ата – считается родоначальником кобыза, музыкантом, композитором, акыном, покоровителем баксы – знахарей-шаманов. Именно с ним связан наиболее значительный мотив в литературе – жажде бессмертия и страхе перед неминуемой смертью. Как в большинстве случаев, когда в центре внимания – такая выдающаяся, даже культовая личность, загадки и тайны неминуемы.
Одна из них связана с рождением Коркыта: начать нужно с того, что мать вынашивала его ни много ни мало три года и девять месяцев. А незадолго до появления его на свете разрабилась страшная буря, и люди даже поверили, что ребенок – порождение нечистой силы. Однако когда Коркыт родился, сразу засияло солнце и природа пришла в успокоение, как будто и не было никаких ужасов. После этого в народе сложили такую песню:
Когда родился Коркыт,
Черное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после.
Коркыт рос, и не хотел смириться с быстротечностью своей жизни – ему казалось это несправедливым, и он решил бороться с ней до конца. Отправившись в путешествие, Коркыт повсюду видел признаки смерти: сгнившее дерево, трупы животных, выгоревший под солнцем ковыль. Мучимый сомнениями и горем, Коркыт сделал первый в истории кобыз, и излил свои мысли в прекрасной музыке. Легенда гласит, что даже время замерло, плененное красотой звуков, извлекаемых музыкантом. Время застыло, но не смерть – она подослала к Коркыту ядовитую змею, которая и убила его.
Несмотря на это, Коркыт остался в памяти народа как человек, доказавший что бессмертие есть, и оно – в искусстве.
Башня Бегим-ана
Об этом памятнике средневекового зодчества в народе говорят: "Построен для дочери, раньше, чем для отца", и считают символом справедливости и честности.
По легенде, красавица Бегим была дочерью батыра Карабура, и немало джигитов просили ее руки. Однако вышла замуж красавица за Санжар-хана – сельджукского султана. Он любил охоту, и часто оставлял красавицу-жену в одиночестве. На очередной охоте султан понял, что забыл дома нож, и отправил раба привезти его. Несчастный, увидев супругу Санжара, как и многие, упал в обморок от ее красоты. После опоздание он объяснил тем, что Бегим якобы не отпускала его руки, держа за запястье. Разъяренный хан отрубил жене правую руку и кисть, правую ноздрю, а после бросил в темницу.
Но Бегим была невинна и чиста, поэтому ее отец – Карабура – смог исцелить свою дочь, а на владения Сагжара наложил проклятье, и Жанкент исчез с лица земли. Свободная Бегим с помощью отца построила башню, и закрылась в ней, поклявшись никогда больше не видеть мужчин.
На сегодняшний день памятник Бегим-ана – святое место, к которому люди приходят в поисках благословения.