В Казахстане особое внимание уделяется защите прав женщин и детей. Этому свидетельствует созданная первым Президентом Республики Казахстан Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике, а также назначение Уполномоченного по правам человека Республики Казахстан – омбудсмена. Чем же занимается Омбудсмен по правам человека в Казахстане? Данный институт защищает права человека от посягательств государственных должностных лиц, обеспечивает развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывает и внедряет просветительские программы. Вся деятельность Омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН. Сегодня об этой нелегкой работе и, в частности, о защите прав женщин нам рассказала корреспонденту Toppress.kz Эльвира Азимова – юрист, Уполномоченный по правам человека Республики Казахстан.
– Эльвира Абилхасимовна, здравствуйте. Спасибо, что согласились на наше интервью. На должности Омбудсмена Республики Казахстан Вы уже больше года. За столь короткий срок безусловно сделано не мало. Какие важные решения удалось принять Вам на этой должности?
– Да, времени прошло достаточно с момента моего избрания на эту должность. Разрешение проблемы конкретного человека, пресечение нарушения его прав – это ежедневная работа в мандате уполномоченных по правам человека в каждой стране, где они действуют. Такие результаты работы вдохновляют и стимулируют. В период карантина обращения людей о помощи в мой адрес увеличилось. Так, ко мне обратилась мама гражданина Казахстана, задержанного в России и находившегося в закрытом учреждении более 8 месяцев. Из-за кражи документа, удостоверяющего его личность, и денег, миграционный срок пребывания его в другой стране затянулся и он был задержан представителями правопорядка. Мы помогли ему вернуться домой. Есть и системные результаты. Так, удалось выйти на согласованное решение вместе с Министерством труда и социальной защиты и Министерством образования и науки по реформированию менеджмента медико-социальных учреждений. Этот вопрос назрел давно. Выявленные совместно с участниками национального превентивного механизма нарушения в ряде таких учреждений, в частности, вызвавшие общественный резонанс нарушения в Аягозском детском, Тасарыкском детском (№7) и Коксаекском (№3) центрах оказания специальных социальных услуг, позволили убедить уполномоченные органы начать этот процесс незамедлительно, в том числе в части рассмотрения вопроса о подушевом финансировании содержания данных учреждений. Ранее министерствами высказывалась позиция о возможности обсуждения данного вопроса после 2021 года. Другой ощутимый результат работы связан с учреждениями уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание осужденные граждане, на период карантина были отменены свидания с родственниками. Нам удалось добиться положительного совместного решения Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры о введении видеозвонков и видеосвиданий с близкими. За этот период произошли трогательные истории, которые освещали в казахстанских СМИ, когда осужденным удалось благодаря этому виду связи увидеть своих родственников, с которыми они давно потеряли связь, увидеть своих детей,рожденных пока они отбывают наказание, либо детей и других членов семьи, которых они не видели во время очных свиданий. В настоящее время мы предлагаем сохранить данную практику после завершения карантина, ведь сохранение устойчивых родственных отношений положительно влияет на процесс пробации осужденных.
– Вы поддержали инициативу обучения детей навыкам защиты от кибербуллинга. Насколько это важно в образовательной системе и какие меры были предприняты Министерством образования в данном направлении?
– Во-первых, мы представили конкретные предложения по законодательным поправкам, а также обзор законодательного опыта других стран по данной проблеме, а также по независимым экспертам, которые владеют этой тематикой и могут внести свой вклад в разработку конкретных предложений. Комитет по защите прав детей при Министерстве образования и науки совместно с Уполномоченными по правам человека, по правам ребенка, ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», экспертов проекта по защите детей от насилия, буллинга и кибербуллинга «Street Law Kazakhstan» и представительства ООН в Казахстане, а также других неправительственных организаций разработали предложения по законодательным изменениям. В настоящее время они обсуждаются с депутатами Парламента Республики Казахстан.
Во-вторых, достигнута договоренность о практическом взаимодействии по получению дополнительных знаний в школах с привлечением экспертов. Также Комитет по защите прав детей в настоящее время подготовили ряд уточнений в ведомственные приказы, в том числе, в положение о данном Комитете в части уточнения его полномочий.
– По информации Комитета по статистике и специальным учётам ГП РК за первые 5 месяцев 2020 года в семейно-бытовой сфере было зарегистрировано всего 418 правонарушений. Надо отметить, что в основном жертвы домашнего насилия не всегда обращаются в полицию. За такие правонарушения чаще применяются меры административной ответственности. Согласны ли Вы, что необходимо ужесточить меры наказания за подобные правонарушения? Или Вы все же придерживаетесь принципа «лучше предотвратить, нежели чем бороться»?
– Действительно, не всегда пострадавшие от домашнего насилия моментально обращаются в органы полиции, этому способствуют и сложившиеся стереотипы, и стыд, страх за близких, и, как не странно, надежда, что такое больше не повторится. По сути, мы ведем речь о скрытом насилии, или как говорят специалисты, имеющем латентный характер (до тех пор пока не будет заявлено об этом преступлении).
К сожалению, если вовремя не принять меры, насилие в семье зачастую превращается в норму, а порой – может привести к трагическим последствиям.
Ужесточение наказания никогда не даст ожидаемого эффекта. Как пример, введение смертной казни или пожизненного лишения свободы не способствовало полному прекращению совершения особо тяжких преступлений. На самом деле, борьба с домашним насилием – комплексная работа со стороны государства, общества, и, как бы странно не звучало, самих членов семьи. Мы должны понимать корни домашнего насилия. Профилактика – это только одно из направлений борьбы с насилием, это содействие семье и исключение повторности его совершения, исключение негативных последствий. Мы все понимаем, что с одной стороны, совершение такого насилия связано с психотипом самого виновного лица, так называемого «домашнего агрессора», с другой стороны, это следствие социального неблагополучия и уровня этики и культуры в семье. К сожалению, за долгое время с даты принятия Закона о профилактике бытового насилия (с 2009 года) сложилось устойчивое представление, что профилактика является исключительно миссией органов полиции, участковых на местах.
Важно, чтобы территориальные органы, реализующие социальную политику государства, защиту прав детей, неправительственные организации объединившись, участвовали в этом процессе, и помогали таким семьям, особенно женщинам и детям, пожилым людям и людям с инвалидностью. Помощь в получении специальности, трудоустройстве, психологическая поддержка, содействие специалистов личностному изменению, юридические консультации, информационно-разъяснительные кампании являются «мягкими», превентивными, но эффективными профилактическими инструментами борьбы с насилием.
– Присоединение Республики Казахстан к Конвенциям и Декларациям ООН и других международных организаций играет большую роль в совершенствовании и дальнейшем развитии национального законодательства, улучшении ситуации по соблюдению прав человека в отношении женщин, преодолению скрытой и открытой дискриминации женщин и детей. Какая работа ведется в данном направлении сегодня?
– Вы правы, присоединение Казахстана к конвенциям и другим международным договорам ООН и других международных организаций не только ускоряет процесс совершенствования законодательства Казахстана. Согласно статьи 4 Конституции Республики Казахстан принятые международные обязательства признаются частью действующего права в нашей стране, наряду с Конституцией и другими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Более того, ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед законами Республики. К примеру, в 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 10 декабря 1984 года. В результате, в уголовное законодательство Казахстана был введен новый состав уголовного преступления «пытки», под которыми, если коротко говорить, понимается умышленное причинение физических и (или) психических страданий, причиняемых следователем, дознавателем или иным должностным лицом либо с их подстрекательства, с их ведома или согласия, с целью получения сведений, признания, наказания, запугивания или принуждения (статья 146 Уголовного кодекса).
1 сентября этого года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу потребовал ужесточить наказание за пытки, и улучшить процедуру расследования таких преступлений. Со своей стороны, проанализировав ранее поступавшие в адрес Уполномоченного по правам человека предложения неправительственных организаций и участников национального превентивного механизма, мною внесены предложения в адрес Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры о введении отдельного состава преступления «жестокое обращение» как указано в Конвенции. К сожалению, до настоящего времени, деяния, не содержащие признаков пыток, но нацеленные против человека, его жизни, чести и достоинства, рассматривались как превышение власти или должностных полномочий (статья 362 Уголовного кодекса) с применением насилия или угрозы его применения. Но это в корне не правильно. Ни одно утвержденное должностное полномочие не предполагает регулярное применение насильственных действий. Применение физической силы или оружия возможно только в исключительных (форс-мажорных) случаях, когда речь идет о безопасности других лиц. При этом сценарий их применения четко детализирован. В связи с выявленными нарушениями в медико-социальных учреждениях, мы пришли к выводу, что уголовное законодательство не предусматривает уголовное наказание персонала в таких учреждениях, которые не являются должностными лицами. В настоящее время наши предложения по законодательным уточнениям с конкретными предлагаемыми редакциями норм поддержаны правоохранительными органами и Верховным судом. Министерством внутренних дел уже внесены для рассмотрения Правительству Республики Казахстан и в Администрацию Президента Республики Казахстан.
Что касается дискриминации в отношении женщин и детей, вопросы обеспечения гендерного неравенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек, то это указано в качестве одного из индикаторов Целей устойчивого развития (Цель 5), обозначенного в Глобальной повестке ООН до 2030 года.
Более того, построение миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, доступа всех к правосудию, а речь особенно идет об уязвимых социальных группах, указано в качестве 16 Цели Устойчивого развития. Всего в Повестке ООН по устойчивому развитию, поддержанной всеми государствами-членами Организации указано 17 целей и каждая страна самостоятельно определяет показатели и индикаторы их достижения. О том как достигаются эти показатели, государства вправе сообщать органам ООН на добровольной основе.
В июле 2020 года Казахстан представил свой первый добровольный отчет в числе 48 стран на Политическом Форуме ООН в Нью-Йорке.
В нем были отражены также меры, принимаемые по борьбе с насилием, которому более всего подвержены женщины и девочки. Все страны единогласно признают, что самым эффективным средством борьбы с насилием, будь то домашнее, либо сексуальные домогательства на рабочем месте, либо кибербуллинг, является расширение прав и возможностей уязвимых групп. Создание социально-экономических возможностей, доступ к образованию, бесспорно, содействует ликвидации гендерного неравенства, снижению насилия. Поэтому именно это понимание является главной целью деятельности рабочей группы в Мажилисе Парламента страны по проекту Закона о противодействии семейно-бытового насилия. Сегодня в социальной сети вокруг законопроекта высказывается много негативных комментариев и некоторые из них вызвают, мягко говоря, удивляют незнанием национального законодательства и невладением статистическими данными. Для нашей страны законодательный опыт регулирования данного вопроса, в отличие от некоторых стран, не новый. С 2009 года уже 11 лет действует отдельный Закон о профилактике бытового насилия. Вместе с тем, как показала практика его применения, остаются проблемные вопросы. Только ужесточение меры наказания за совершение семейно-бытового насилия недостаточно. Удивление вызывают высказываемые мысли о том, что принятие Закона в новой редакции будет способствовать росту лишения родительских прав и рождению ювенальной юстиции.
Однако, ювенальная юстиция, традиционно, понимается как система правосудия в отношении несовершеннолетнего. Это особые условия работы системы правоохранительных органов и судов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных и административных дел с участием несовершеннолених, а также применения к ним мер наказания, профилактики совершаемых ими правонарушений. В Казахстане ювенальная юстиция действует с начала 2000 годов. Если Вы откроете действующие Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский и Гражданский процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, либо Кодекс о браке (супружестве) и семье, а также Кодекс об административных правонарушениях, то найдете в них нормы, касающиеся прав и интересов несовершеннолетних и требования к судам и представителям правоохранительных органов. Более того, с 2004 года действует отдельный Закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности. Другое дело, совершенство или несовершенство законодательных норм. Это надо обсуждать, причем открыто и прозрачно.
Фактов увеличения дел о лишении родительских прав, на основании действовавшего 11 лет Закона о профилактике бытового насилия, не наблюдалось.
Если родитель получает минимальную заработную плату или вообще не имеет дохода, не выполняет свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от него не зависящими, и в суде не доказано обратное, то говорить о лишении родительских прав по этому основанию нельзя.
Если внимательно изучить и первоначальную (размещенную в марте 2020 года на интернет-ресурсе «Открытые НПА») версию проекта нового закона, и предложения членов рабочей группы по проекту закона (по состоянию на декабрь 2020 года), оформленных в виде сравнительной таблицы всех предложений, отсутствуют предложения членов рабочей группы, включая депутатов Парламента страны, о расширении действующих оснований, порядка или последствий лишения родительских прав, а именно в части изменения положений статей 75, 76 и 77 Кодекса о браке (супружестве) и семье. Пять оснований для лишения родительских прав (уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения), из организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организаций; злоупотребление своими родительскими правами; жестокое обращение с ребенком, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ним, покушение на его половую неприкосновенность, злоупотребление азартными играми, пари, спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) их аналогами) – с 2011 года, а это дата принятия настоящего Кодекса, остаются без изменений. Только в 2014 году статья 75 Кодекса была дополнена шестым основанием о лишении родительских прав родителя, совершившего умышленное уголовное правонарушение против жизни или здоровья своего ребенка, супруга либо других членов семьи. В среднем, за последние три года дела о лишении родительских прав рассматривались судами в количестве чуть более 700 дел. При этом хочу заметить, что термин «половая неприкосновенность» применялся в законах Казахстана и ранее. Законодателем никогда не вкладывалось в это понятие смысла «половой распущенности или свободы», как интерпретируют некоторые выступающие в социальной сети юристы. Более того, есть действующие три постановления Верховного суда, и официальный (юридический) комментарий к Уголовному кодексу, где также используется данный термин в понимании именно защиты физического здоровья несовершеннолетнего ребенка. С учетом сказанного, я хочу призвать всех, кто высказывает личные комментарии, ссылаясь на свой профессиональный статус, также грамотно излагали доводы и не «играли» с действующим законодательством. Сегодня Интернет и официальные статистические ресурсы позволяют даже самостоятельно провести определенный сравнительный анализ. Граждане имеют право на доступ к достоверной информации и статистическим данным. И здесь важно, чтобы государственные органы, реализующие политику защиты прав детей, семейную политику, а также обеспечение общественной безопасности и правопорядка, на регулярной основе опубликовывали актуальную информацию и разъяснения по действующему законодательству и предлагаемым законодательным инициативам.