С момента обретения независимости в 1991 году Казахстан был глубоко вовлечен в ядерную проблематику. В самом начале наша страна вошла в историю, решив отказаться от своего ядерного наследия. Позднее Казахстан оказался опорой режима нераспространения, выступая, в частности, за прекращение ядерных испытаний. В то же время страна использовала мирное использование ядерной энергии для подпитки своего экономического развития благодаря важным природным ресурсам, передает корреспондент Toppress.kz.
29 августа 2017 года Казахстан и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) торжественно открыли Международный Банк низкообогащенного урана (Ноу) в городе Семей (до 2007 года известный как Семипалатинск). Еще в апреле 2009 года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о своей заинтересованности в размещении Банка МАГАТЭ. Совет управляющих МАГАТЭ дал свое разрешение на осуществление этого проекта 3 декабря 2010 года. Следующие пять лет были посвящены решению технических и оперативных задач и переговорам по соглашению о принимающей стороне.
Символично, что банк был создан в Семее, городе, прославившемся в советское время своей близостью к полигону ядерного оружия, где с 1949 по 1991 год было проведено 456 испытаний, в том числе 456 надземных. Многочисленные казахстанские жертвы советских ядерных испытаний дают Казахстану неоспоримую, хотя и трагическую, легитимность для решения вопросов ядерного разоружения и нераспространения на международной арене . Его активное участие в ядерной энергетике как источнике энергии является еще одним преимуществом для повышения его авторитета в этом вопросе. Наконец, ее решение вернуть России ядерный арсенал, оставшийся на ее территории после обретения независимости, используется в качестве моральной основы для выражения своих взглядов на безопасность. В совокупности эти факторы позволяют Казахстану использовать ядерную проблематику в качестве «ниши» и продвигать свои интересы во всем мире посредством активной дипломатии, проводимой казахстанским правительством и его первым Президентом.
Политика Казахстана в этой области охватывает все аспекты ядерной проблематики: безопасность, а также политику, экономику и энергетику. Поэтому особенно интересно определить принципы ее "ядерной дипломатии “и понять, почему она развила” ядерную дипломатию “как” нишевую дипломатию", как она достигла успеха и как ее поведение может повлиять на глобальный ядерный порядок. Изучение ядерной дипломатии Казахстана продемонстрирует, что для того, чтобы быть эффективной, ядерная дипломатия требует нескольких типов легитимности, на которую могут претендовать государственные и негосударственные субъекты. Они покажут, что эта ниша является способом продвижения безопасности, политических, экономических интересов и соответствия казахстанской идентичности как нации. Наконец, он проиллюстрирует роль, которую может играть государство среднего размера в ядерном порядке в качестве строителя мостов и посредника между государствами, обладающими ядерным оружием (Яояо), и государствами, не обладающими ядерным оружием (Яояо), а также возникающие проблемы.
Еще со времени первого взрыва в 1949 году казахстанский город Семей стал свидетелем около 500 ядерных испытаний, в том числе 200 надземных . Столица официально признала полмиллиона человек пострадавшими от ядерных испытаний, что заставило Елбасы Нурсултана Назарбаева заявить, что “казахский народ пережил сотни трагедий, подобных той, что произошла в Хиросиме”. Этот непосредственный опыт воздействия ядерного оружия вызвал у населения глубокое отвращение ко всему ядерному. Когда реальность советской программы испытаний была обнародована в результате усилий генерального секретаря Горбачева по обеспечению прозрачности (гласности), и местное население стало знать о ее воздействии на здоровье, это привело к мобилизации гражданского общества с созданием в 1989 году Невада-Семипалатинского движения За прекращение всех ядерных испытаний во главе с поэтом Олжасом Сулейменовым. Это движение организовало демонстрации и протесты вокруг полигона и в Москве, а также распространило петицию, которая собрала два миллиона подписей за несколько дней с просьбой о закрытии полигона . Это движение также набрало обороты из-за возмущения, вызванного ядерной аварией в Чернобыле в 1986 году .
Также авторитет страны прочно связан с личностью Елбасы. Действительно, Нурсултан Назарбаев установил личную легитимность в этом вопросе благодаря своей ранней активности против ядерных испытаний, которая впервые была обнародована с его появлением на демонстрациях, организованных движением Невада-Семипалатинск, тем более что он всегда был последователен, начиная с его первого акта в качестве президента закрытия испытательного полигона в Семипалатинске в августе 1991 года, в своей публичной приверженности укреплению ядерного порядка.
В 2015 году действующий на тот момент министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов и министр иностранных дел Японии Фумио Кисида совместно председательствовали на конференции, проходившей на площадках Генеральной Ассамблеи ООН по содействию вступлению ДВЗЯИ в силу. По этому случаю госсекретарь Лассина Зербо упомянула об особой роли, которую обе страны в силу своей специфической истории могли бы сыграть в содействии осуществлению ДВЗЯИ, заявив, что “Казахстан несет моральную ответственность за то, чтобы приблизить ДВЗЯИ к его вступлению в силу” .
В ООН Казахстан успешно лоббировал создание Международного дня борьбы с ядерными испытаниями, официально установленного 29 августа резолюцией 64/35 Генеральной Ассамблеи ООН.