В Казахстане даже на заправках российских компаний бензин стоит примерно в полтора раза дешевле, чем в России, и водители грузовиков и фур, которые живут в приграничье, пользуются этим, чтобы сэкономить. Для большегрузов экономия на одной заправке бака может составить до 10 тысяч рублей, передает Toppress.kz со ссылкой на azh.kz.
У меня заправка автомобиля – 800 литров бак. Если я заправляюсь в России, то 800 литров дизтоплива будет стоить мне 36 тысяч рублей, – рассказывает водитель фуры Вадим Капинцев. – Если я заправляюсь в Казахстане – это получается 26 тысяч рублей. Вот она, ощутимая экономия.
Капинцев работает дальнобойщиком и регулярно перевозит товары между Россией и Казахстаном. Он подчеркивает, что свой большегруз всегда старается заправлять в соседней стране. Стоит переехать через границу буквально в 2-3 часах езды от Оренбурга – как дизельное топливо и бензин сразу начинают стоить примерно в полтора раза дешевле, чем в России.
Дизтопливо стоит в Казахстане 29 рублей на наши деньги. Бензин стоит 26 рублей. Газ – 10 рублей, – рассказывает дальнобойщик.
В России цены на бензин в среднем начинаются с 40 рублей за литр, а цены на дизельное топливо сейчас составляют 43-45 рублей за литр. При этом за год дизельное топливо в той же Оренбургской области подорожало почти на 20% – с 38 до 46 с лишним рублей за литр. Примерно такая же ситуация с бензином. В Казахстане цены на топливо к лету, наоборот, упали.
Мы общаемся со многими регионами. С Курганской и Самарской областью, с Сибирью, с Дальним Востоком. Курганские перевозчики если едут в сторону Сибири, на восток, и проходят через Казахстан, тоже заправляются именно в Казахстане, – говорит Максим Аржаных, координатор Оренбургского филиала Объединения перевозчиков России.
Владельцы легковых автомобилей из соседних с Казахстаном российских городов также говорят, что ездят за границу за топливом ездят. Причем нередко заправляются газом и бензином именно на заправках российских компаний. Водители говорят, что разницей в ценах в прошлом году воспользовались предприимчивые российские продавцы топлива, которые затем перепродавали его в России. Из-за этого казахстанской стороне даже пришлось ограничить продажу бензина и дизеля россиянам.
В 2018 году наблюдал такой ажиотаж в Казахстане: были заторы на заправках, машины стояли, – вспоминает Вадим Капинцев. – Оказалось, бензин выдавали лишь по 10 литров, дизтопливо – по 50. Люди начали поднимать вопрос: почему ажиотаж с бензином? Вмешался президент Назарбаев. Оказалось, что российские топливные компании большие объемы скупали, возможно, продавали их здесь.
Независимый финансовый аналитик Виталий Калугин отмечает, что дешевизна топлива в Казахстане связана с системой налогообложения:
И у нас, и в Казахстане большую роль играют государственные налоги и государственные акцизы. Но в России доля налогов в цене бензина и дизеля доходит до 65-70%, в Казахстане она чуть поменьше, – говорит Калугин.
Очередное подорожание бензина и другого топлива, скорее всего, вызовет рост цен на продаваемые в России товары. Но, несмотря на недовольство автовладельцев, снижения цен топливо в России явно ждать не стоит.