В Казахстане к середине февраля на некоторых АЗС цены на самый ходовой вид бензина, АИ-92, выросли на 2-3 тенге за литр. Большинство связывает увеличение цены с либерализацией рынка горюче-смазочных материалов, объявленной правительством в январе 2025 года, и считает, что прежние предельные цены можно было бы держать и далее. Однако ситуация на соседних рынках показывает, что стоимость автомобильного топлива в Казахстане в 2025-м все равно пришлось бы поднимать, поскольку бензин стремительно дорожает во всех странах постсоветского пространства, передает Toppress.kz.
Если брать стоимость бензина АИ-92 как самого востребованного в Казахстане вида автомобильного топлива, то его стоимость в различных регионах либо повысилась на 2-3 тенге за литр (Астана, Караганда, Семей, Талдыкорган), либо по-прежнему держится на прежних значениях (Алматы, Костанай). Напомним, что государство пошло на либерализацию цен на ГСМ (постепенный отказ от установления ценового потолка) по двум основным причинам – из-за необходимости привлечения инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль и для устранения постоянных перетоков казахстанского бензина на рынки соседних государств, в частности – России, Узбекистана и Кыргызстана, где нефтепродукты изначально дороже. А стало быть, дешевый казахстанский бензин будет постоянно перевозиться на эти рынки контрабандным путем.
На начало текущего года разрыв в ценах по бензину марки АИ-92 был достаточно большим: в Казахстане его стоимость составляла 205 тенге за литр, в России, в пересчете с рублевого эквивалента на тенговый — 288 тенге, в Кыргызстане — 385 тенге, в Узбекистане — 489 тенге. А в январе этот разрыв с соседями увеличился: Росстат сообщил, что в первом месяце 2025 года рост цен на бензин составил 0,62 %, литр АИ-92 в России в среднем стоит теперь 56 рублей, то есть 303 тенге в пересчете по нынешнему курсу. В Кыргызстане к середине февраля стоимость литра “девяносто второго” составила 71,39 сома – или 404 тенге, в Узбекистане он подорожал за январь менее всего, до 12 тысяч 867 сумов за литр, что в пересчете по курсу составляет 490 тенге. Как видим, во всем казахстанском приграничье бензин неизменно дорожает.
Примерно та же самая картина складывается по дизтопливу – если в конце прошлого года в Казахстане его можно было продавать на АЗС по цене не выше 295 тенге за литр, в России литр солярки стоит 355 тенге, в Кыргызстане — 427 тенге, в Узбекистане — 528 тенге. Относительно декабрьских цен к нынешнему февралю дизтопливо подешевело только в Узбекистане – до 470 тенге за литр в эквиваленте, в Кыргызстане осталось на той же самой отметке в 404 тенге за литр, а в России взлетело до 374 тенге за литр в рублевом эквиваленте. Отметим, что впереди – посевная, в ходе которой “солярка” становится самым потребляемым нефтепродуктом, так что низкие цены на нее в Казахстане могут стать “соблазном” для тех, кто хочет заработать на разнице в цене, не уплачивая таможенных сборов и пошлин при покупке ГСМ.
Так что общая тенденция на приграничных рынках показывает две основные вещи: а – рост цен на ГСМ является общей тенденцией (удешевление солярки в Узбекистане связано с поступлением на местные перерабатывающие мощности дополнительных объемов нефти и некоторым “затовариванием” рынка, которое больше месяца не продлится), б – удерживание в Казахстане прежних предельных цен на АИ-92 и солярку приведет к тому, что три отечественных НПЗ будут работать не только на внутренний рынок, но и на три соседних. Поскольку контрабандой ГСМ туда будет вывозиться всеми правдами и неправдами – достаточно вспомнить, что в Туркестанской области сотрудники правоохранительных органов страны обнаружили подземный тоннель, по которому ежедневно в Узбекистан “перекачивалось” от 5 до 7 тонн бензина и солярки, так что закрыть всю границу по периметру для вывоза ГСМ у властей при всем желании не получится.
Выход для избежания дефицита на внутреннем рынке один – цены на нем должны как минимум не отставать от роста цен на рынках сопредельных государств, одновременно не становясь причиной шока для владельцев автомобилей и экономики страны. И, сравнивая повышение цен на казахстанских АЗС в феврале с аналогичным ростом в соседних странах, стоит отметить, что правительство Казахстана пока держит слово относительно плавности этого повышения и минимизации его влияния на цены в стране.