Очень часто в нашем обществе замалчиваются проблемы суицида или попыток суицида среди детей и подростков. Чаще всего становится важно мнение общества, которое может не так подумать о семье, в котором ребенок привлек внимание таким образом. Однако эту тему замалчивать нельзя. Как в обществе, так и в разговоре с подростком. Об этом подробнее в интервью корреспонденту Toppress.kz рассказала кризисный семейный психолог, специалист в области отношений и поведенческого анализа Людмила Должикова из Центра психологического исследования «Доверие».
– Каковы основные причины суицида среди детей и подростков?
– Очень хорошо, что вы затрагиваете эту тему, потому что сейчас она актуальна. Однако стоит отметить, что есть более актуальная – это предвестники суицидов. Цель самоповреждения – не сам суицид. Тем не менее – это тоже опасно. Почему? Потому что в состоянии аффекта ребёнок и может совершать действия, не подумав о последствиях. В чем отличие детского суицида от взрослого, тревожные сигналы относительно детей всегда заметны. Здесь важно знать, что бы ребенок не делал, что бы ребенок не говорил – это не всегда желание смерти. Скорее всего, это тревожный знак и крик о помощи.
Говоря о суициде, мы говорим про детей и подростков, которые на грани, у которых запущенные ситуации. Ребёнок сигнализировал, но его не слышали. Такое бывает часто встречается у подростков 15-18 лет. К примеру, в этот период может случиться первая любовь, но история заканчивается тем, что девочка беременеет. И, как кажется подростку, она оказывается на грани.
– Количество суицидов за последнее время увеличилось или уменьшилось?
– Если мы говорим относительно увеличения или уменьшения количества, то здесь я бы сделала акцент еще и на самоповреждении, хотя его не принято считать суицидом. Это предсуицидальное поведение ребенка, и главное здесь увидеть в поведении ребёнка мотивацию, понять, что с ребёнком происходит, что не может решить. Либо он считает, что это поможет уйти от проблем, как с той же несчастной любовью. Но точной статистики у меня нет, так как этим я не занимаюсь.
– Что может стать причиной суицида у детей?
– Часто такому поведению может предшествовать конфликт в школе. На фоне конфликта можно нечаянно подтолкнуть ребенка к какому-то деструктивному поведению. Так же бывает, что у ребенка сильное напряжение, которое достигает определенной точки кипения, когда требуется незамедлительная разрядка. Подростковая импульсивность чаще всего связана с накопленным напряжением. Это такой способ реагирования отрицательных эмоций. То есть ребенок не может правильно отреагировать на отрицательные эмоции, а если еще подавляет их, то пролонгированная ситуация с накоплением напряжения тоже может выдать мысли о суициде.
Так же бывает, что в ситуации нарушения взаимодействия с родителями или с другими детьми, ребёнок может сделать это из-за мести. Таким образом «наказывая» родителей за то, что они не смогли его понять. Такая месть проявляется таким образом, потому что ребенок пока не умеет анализировать будущее. Так же мы можем встретиться с мистическим понимаем смерти у детей и подростков. Они её воспринимают, как какое-то приключение или способ договориться, где все всё поймут, и проблема решится. К сожалению, есть определенные паблики в социальных сетях с темой суицида и смерти. Тот же небезызвестный «Синий кит». Их пытаются блокировать, но они всё равно растут как грибы после дождя под разными названиями. Бывает еще ребёнок с кем-то дружит, и он воспринимает проблему друга как свою. Поэтому, когда друг решается на что-то, соответственно они принимают решение сделать вместе этот шаг.
– Расскажите о мерах профилактики суицидов.
– Многие боятся вообще разговаривать на тему смерти, пытаются замалчивать эту тему или избежать её. Но здесь важно знать, что разговоры о суициде никогда не приводят к суициду. Понятно, что это заострение внимания или профилактика в школах не всегда проводят грамотно. Но разговоры с ребенком, когда он печален, не приводят к суициду. Поэтому, не нужно бояться спрашивать ребёнка о том, что с ним происходит. Можно спросить: «В последнее время ты кажешься мне грустным и подавленным. Я очень за тебя переживаю. Ты сказал, что хочешь причинить себе вред. Поделись пожалуйста со мной о том, что ты думаешь». Не нужно впадать в панику, делать какое-то несчастное или грозное лицо. Это обычный диалог, обычный разговор. Вот это самое первичное что нужно сделать. И это касается не только родителей, но и всех взрослых, с которыми как-то контактирует ребенок. Потому что со стороны видно, что поведение подростка изменилось.
И, конечно, здесь не нужно замалчивать проблему, потому что многим родителям кажется это нелепым, невозможным, что с их ребенком такого быть не может и они начинают отрицать эту проблему. И поэтому проблема усугубляется длительностью, ну и в итоге может привезти к последствиям.