На протяжении трех лет в Казахстане успешно действует проект системы обязательного медицинского страхования. Три года достаточно немалый срок для того, чтобы проанализировать работу проекта, а также подвести промежуточные итоги его успешности. О том, как образом устроена работа медицинского страхования сегодня, в своем интервью корреспонденту Toppress.kz рассказала заместитель директора по контролю качества медицинских услуг Зауре Айдарханова.
«Если говорить о системе медицинского страхования в целом, то в настоящее время она работает планомерно, можно сказать. В поликлиниках и больницах созданы все условия для профилактики болезней и лечения населения. Стоит отметить, что на сегодняшний день доступно прохождение дорогостоящих медицинских осмотров, в рамках страхового пакета возможны высокотехнологичные операции, направленные на профилактику заболеваний», – говорит Айдарханова.
Она также отмечает, что каждая клиника заинтересована в оказании качественных медицинских услуг для казахстанцев.
«На сегодняшний день, каждая клиника заинтересована в оказании высококвалифицированной помощи, это точная диагностика, хорошее лечение, современная реабилитация, качественный сестринский уход, бесплатные и доступные лекарственные препараты для населения. Все это также является положительным и важным результатом в работе программы медицинского страхования», – говорит спикер.
По ее словам, после внедрения программы обязательного медицинского страхования, среда среди поставщиков медицинских услуг появилась здоровая конкуренция, которая также положительно влияет на дальнейшее качество оказываемых медицинских услуг казахстанцам.
«С внедрением системы обязательного медицинского страхования появилась здоровая конкурентная среда среди поставщиков медицинских услуг, которая влияет на качество оказываемых услуг, так, как сейчас финансирование производится по фактически оказанным услугам. Для казахстанцев доступны дорогостоящие услуги, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография. Также пациенты могут получать и высокоспециализированные медицинские услуг, на которые ранее выделялись лишь квоты», – говорит эксперт.
При этом, как отмечает Зауре Айдарханова, несмотря на то, что в средствах массовой информации и социальных сетях широко освещаются услуги, которые могут получить пациенты по медицинскому страхованию, у населения остается ряд вопросов.
«Несмотря на проводимую нами работу, часть населения все еще остаются не достаточно информированными о том, что входит в перечень услуг по системе медицинского страхования. Если говорить простым языком, то пациенты в рамках страхования могут получить услуги как стационара на дому, так и дневного и круглосуточного стационара. Помимо этого, пациенты, нуждающиеся в реабилитации, имеют право получить эти услуги бесплатно по страховке. О лабораторных и диагностических исследованиях я также упомянула ранее, весь этот широкий спектр медицинских услуг доступен каждому казахстанцу бесплатно», – говорит спикер.
Говоря более подробно, Зауре Айдарханова отметила, что маршрут получения бесплатных медицинских услуг достаточно прост.
«На сегодняшний день, поликлиники после трансформации своей работы проводят работу по принципу семейного обслуживания. Поликлиники работают как в территориальной доступности к пациентам, так и существует понятие свободного прикрепления пациентов. Пациент по прикреплению получает медицинскую помощь, в том числе плановую медицинскую помощь по предварительной записи к участковому врачу, экстренная помощь оказывается без записей в кабинетах фильтра (при подозрении на инфекционную болезнь), в кабинетах оказания неотложной помощи, вызов врача на дом, скорой медицинской помощи», – говорит специалист.
Помимо зарегистрированных специалистов, по словам эксперта, существуют и незарегистрированные жители, которые также нуждаются в оказании медицинских услуг.
«Незарегистрированные пациенты имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, если состояние требует оказания скорой медицинской помощи (только в неотложном, экстренном случае). В целом поликлиники должны работать планомерно, ведется работа по предупреждению и предотвращению осложнений заболеваний (профилактические осмотры). Для получения медицинской услуги по ОСМС пациент обращается к своему участковому врачу, ему выставляется диагноз в соответствии с заболеванием и назначается лечение в зависимости от течения болезни, поэтому время получения консультативно-диагностической услуги у каждого пациента индивидуальное (лабораторные исследования в течение 1-2 дней, диагностические исследования – в течение 10-15 дней по плановой записи, консультации специалиста – в течение 10 дней)», – говорит она.
Помимо этого, как отмечает эксперт, каждому казахстанцу следует особое внимание уделять своему здоровью.
«Каждому пациенту следует особое внимание уделять собственному здоровью, и это касается не только получения медицинских услуг, но и ведения здорового образа жизни. Внимание к своему здоровью каждого казахстанца впоследствии приведет к снижению ряда популярных в нашей стране болезней. В поликлиниках обычно пациентам предоставляются консультации узких специалистов и диагностические исследования централизованы в одном месте, то есть, по предварительной записи, планово в Клинико-диагностическом отделении, по графику работы специалистов и диагностических исследований», – говорит спикер.
В клинико-диагностическом отделении пациенты могут получить медицинские услуги у окулиста, невропатолога, хирурга, травматолога, ортопеда, аллерголога, сосудистого хирурга, кардиолога, эндокринолога, онколога, маммолога, гинеколога, акушер-гинеколога, реабилитолога, все виды УЗИ, Холтер, СМАД, ЭКГ.
Помимо этого, на дневной стационар для детей и взрослых доступны на все виды лечения, исследования, операции с применением высокотехнологичных медицинских услуг направляются в медицинские центры с плановым направлением.
По словам спикера, в случае отсутствия в поликлинике необходимого специалиста, обязательное медицинское страхование предполагает направление в платные медицинские учреждения, которые входят в специальную базу.
Помимо этого, эксперт рассказала о том, что в целях улучшения качества работы всех медицинских учреждений, на стендах в медицинских организациях размещены телефоны доверия, а также номера телефонов руководящего состава поликлиники, заместителей по качеству медицинской помощи и внутреннего аудита, по лечебно-профилактической работе, по родовспоможению и детства и директора организации.
К слову, именно благодаря активному процессу цифровизации, у населения есть возможность принимать активное участие в процессе улучшения работы в медицинских учреждениях страны. Каждый пациент может подать свои жалобы и предложения через портал Министерства здравоохранения, где каждой заявке оказывают большое внимание.
Часто случается такое, что население забывает об уплате взносов, именно поэтому, проверить статус своей застрахованности очень легко с помощью сразу нескольких доступных площадок, таких как:
– мобильное приложение Qoldau 24/7;
– телеграмм бот SaqtandyryBot;
– Портал электронного правительства;
– сайт Фонда;
– а также, в поликлинике можно проверить через комплексную медицинскую информационную систему.