• Последние
Стальной фронт Казахстана: вклад железных дорог в Победу в ВОВ

Стальной фронт Казахстана: вклад железных дорог в Победу в ВОВ

2025/03/15 12:42
Пример HTML-страницы
Токаев посетит Венгрию для участия в саммите Организации тюркских государств

Токаев посетит Венгрию для участия в саммите Организации тюркских государств

2025/05/19 09:15
Для ремонта ТЭЦ Кызылорды выделено более 2,5 млрд тенге

Для ремонта ТЭЦ Кызылорды выделено более 2,5 млрд тенге

2025/05/19 09:03
Роман Скляр ознакомился с инфраструктурой и производственной деятельностью пункта пропуска «Нур Жолы»

Роман Скляр ознакомился с инфраструктурой и производственной деятельностью пункта пропуска «Нур Жолы»

2025/05/18 22:11
Акиматы регионов оказывают государственные услуги в сфере недропользования в цифровом формате

Акиматы регионов оказывают государственные услуги в сфере недропользования в цифровом формате

2025/05/18 20:11
В аэропорту Шарм-эш-Шейха рухнул щит: одна гражданка Казахстана погибла, двое пострадали

В аэропорту Шарм-эш-Шейха рухнул щит: одна гражданка Казахстана погибла, двое пострадали

2025/05/18 16:41
Стрельба в спортивном зале Лас-Вегаса: два человека погибли

Стрельба в спортивном зале Лас-Вегаса: два человека погибли

2025/05/18 13:01
В Казахстане разрабатывается своя национальная программа «Safe Kids»

В Казахстане разрабатывается своя национальная программа «Safe Kids»

2025/05/18 12:15
Глава ФИФА поддержал идею расширения Чемпионата мира до 64 стран

Глава ФИФА поддержал идею расширения Чемпионата мира до 64 стран

2025/05/18 11:15
гонщик «Астаны» стал лидером общего зачета «Джиро д’Италия»

гонщик «Астаны» стал лидером общего зачета «Джиро д’Италия»

2025/05/18 10:15
Австрия одержала победу на «Евровидении-2025»

Австрия одержала победу на «Евровидении-2025»

2025/05/18 09:48
130 новых случаев ВИЧ-инфекции зарегистрировано за четыре месяца в Астане

130 новых случаев ВИЧ-инфекции зарегистрировано за четыре месяца в Астане

2025/05/18 08:47
​​Vive la France! Французскому альянсу в Казахстане исполнилось 20 лет

​​Vive la France! Французскому альянсу в Казахстане исполнилось 20 лет

2025/05/17 21:52
  • 18+
  • Наши контакты
  • О портале
  • Политика конфиденциальности
25/05/19/9:48
Toppress.kz
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Сказано – сделано
  • Еще
    • Интересное
    • Рейтинги акимов
    • Культура
    • Общество
    • Военная журналистика
    • Авто
    • Репортаж
    • Экология
    • Мнение со стороны
No Result
View All Result
Toppress.kz
No Result
View All Result

Стальной фронт Казахстана: вклад железных дорог в Победу в ВОВ

2025/03/15 12:42

В годы Великой Отечественной войны железные дороги Казахстана стали невидимым фронтом, от которого зависел исход сражений на передовой. Девять из десяти пуль отливали из казахстанского свинца, но именно по казахстанским рельсам к фронту шли эшелоны с солдатами, танками, боеприпасами и продовольствием. Республиканская сеть стала важнейшей частью магистральной системы СССР, выдержав колоссальную нагрузку. Этот вклад стал возможен благодаря исторически прочным связям между Казахстаном и Россией, основанным на многовековых традициях дружбы и взаимопомощи. Война объединила усилия народов, и сегодня это сотрудничество вновь играет стратегическую роль в развитии всего Евразийского региона, передает Toppress.kz.

Пример HTML-страницы

Военные успехи Красной Армии в годы Великой Отечественной войны невозможны без надёжного тыла. Девять из десяти пуль, которыми сражались на фронте, были отлиты из казахстанского свинца — этот факт широко известен. Однако в тени остаётся не менее значимый вклад: железные дороги Казахстана, ставшие ключевым звеном магистральной сети СССР, сыграли критическую роль в обеспечении фронта солдатами, техникой, продовольствием и эвакуацией раненых. Такой уровень участия не был случайностью, давайте вспомним о том, что взаимодействие Казахстана и России имеет глубокие исторические корни и основано на многовековых традициях дружбы, взаимопомощи и сотрудничества. Именно в годы войны оно проявилось в полной мере: люди, который были гражданами одной страны и действовали как единое целое. Железнодорожники Казахстана стали настоящими бойцами стального фронта — без которых Победа могла бы не состояться.

На военных рельсах

С первыми залпами войны началась масштабная конверсия промышленности Казахской ССР: мирные заводы и фабрики переоснащались для нужд армии и фронта. После того как  природные ресурсы западных регионов оказались в руках врага, республика взяла на себя тяжелейшую задачу — стать промышленным тылом Советского Союза.

Казахская ССР за считаные месяцы превратился в настоящий арсенал Победы. Здесь круглосуточно лились металл и патроны, собирались мины и детали для танков, варились химические реактивы и отливались корпуса снарядов. С 1941 по 1945 год в республике было построено 460 новых промышленных предприятий — рекордный показатель даже по меркам мирного времени.

Как точно подметил в своей монографии «Казахстан – арсенал фронта» академик Манаш Козыбаев: «Вторая мировая война — война громадных резервов, война насыщенных передовой техникой армий, война исключительной маневренности — еще раз подтвердила правоту классиков марксизма-ленинизма. Работа транспорта стала неотъемлемой частью стратегических планов воюющих сторон».

Великая Отечественная война радикально изменила географию грузовых потоков. С началом боевых действий республика оказался в центре нового транспортного ландшафта. На железные дороги  легла основная тяжесть снабжения как фронта, так и тыла. Особенно в первые годы войны именно они стали артериями, связывавшими Среднюю Азию и Казахстан с линией фронта и центральными районами страны. По этим путям шла жизнь — в прямом смысле слова: оружие, продовольствие, люди, надежда. Железнодорожники республики стали не менее важными бойцами на своём — стальном — фронте. Уже к 1942 году удельный вес железных дорог Средней Азии и Казахстана в общем объёме грузоперевозок вырос почти вдвое — с 7,9% в 1940 году до 15,1%.

Железные дороги фронта: как Казахская ССР в годы войны стал опорной артерией Победы

Когда началась Великая Отечественная война в сложных условиях продолжилось строительство железнодорожных магистралей, жизненно необходимых для фронта и тыла. Линия Гурьев — Кандагач — Орск, начатая ещё до войны, к 1944 году связала эмбинские нефтяные промыслы с Уралом, открыв новое дыхание для оборонной промышленности. Магистраль Акмолинск — Карталы сыграла свою стратегическую роль, обеспечивая беспрерывную подачу карагандинского угля на Южный Урал — энергетическое сердце металлургического производства.

Строились и менее протяжённые, но не менее значимые участки: Коксу — Текели — Талдыкорган, Атасу — Каражал. Объединённые в единую сеть, они позволили расширить железнодорожную карту Казахстана до 10 тысяч километров.

Железнодорожное строительство в эти годы было не просто форсировано — оно стало эпическим. За неполные четыре года протяжённость железных дорог в Казахстане увеличилась на 25%. Более десяти новых линий — темпы, которыми не могла похвастаться даже довоенная пятилетка.

Когда в 1942 году Уральск вошёл в зону фронта, именно железнодорожники Западного Казахстана приняли на себя колоссальную нагрузку по обеспечению бесперебойной доставки войск и техники к линии фронта. По проекту, железная дорога в Уральске должна была пропускать 12 поездов в сутки в каждом направлении. В реальности их шло 24. Это была круглосуточная работа на пределе человеческих возможностей. Железнодорожники не только чинили пути и обслуживали поезда — они буквально спасали составы под огнём. На станциях Сайхин, Жанибек и Шунгай, откуда отправлялись дивизии к Волге, происходили регулярные налёты: только в сентябре 1942 года — 34 атаки, сброшено 538 авиабомб. Вагоны обороняли, устанавливая на них ракетные установки.

История знает немало подвигов железнодорожников Западного Казахстана. Машинист Покусай, несмотря на тяжёлое ранение, довёл поезд с танками до Сталинграда под 15 авианалётами. Его бригада погибла, но он выполнил задание. Другой герой — машинист Завертайло — отремонтировал неостывшую топку паровоза, рискуя жизнью, чтобы не задерживать движение боевого состава. В мирное время это считалось невозможным.

За всю войну западно-казахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии и ни одного срыва графика движения поездов — это был беспрецедентный результат в условиях постоянных налётов и нехватки ресурсов.

Железнодорожники не просто работали — они воевали. Машинисты спецформирований Народного Комиссариата  путей сообщения вели поезда по разрушенным участкам, порой — в условиях отсутствия воды, топлива, даже станций. Они прорывались сквозь вражеский огонь, подвозили снаряды и продовольствие туда, где решалась судьба фронта. Под Сталинградом, под Ленинградом, на Курской дуге, и, наконец, под Берлином — в тени каждого крупного сражения стояли сотни тысяч вагонов, прошедших свой путь благодаря личному составу паровозных колонн особого резерва. Одна из таких — Колонна № 34 — была сформирована в Казахстане, на станции Сары-Озек, на Туркестано-Сибирской магистрали. В течение месяца 425 железнодорожников, эвакуированных из России и союзных республик, стали её костяком. Ценой огромных усилий железнодорожников колонна была укомплектована всего за две недели, в 2 раза быстрее назначенного командованием срока. В результате удалось досрочно начать отправку эшелонов с воинскими грузами из Казахстана в направлении Сталинградского фронта. Всего в помощь нашим войскам под Сталинградом из Казахстана было отправлено 30 таких эшелонов с сотнями тонн оружия, обмундирования и продовольствия.

За счет внедрения коллективом колонны ряда рационализаторских предложений пробег каждого локомотива без ремонта был доведен до 110 тыс. км вместо 40-45 тыс. км, предусмотренных нормой. И это несмотря на использование на паровозах обедненных углей, дров, а то и вообще различных отходов. При этом под боком у врага совершались настоящие геройские подвиги. Например, старший машинист В.К. Карлов провел по понтонному мосту через Днепр поезд весом 1550т, что оказалось совершенно неожиданным для фашистов.

Железнодорожники-невидимый бойцы Победы.

Так работники железных дорог стали невидимыми бойца миПобеды. Их фронт — это шпалы и рельсы, дым от паровозных труб и напряжённый гул турбин. Они несли груз войны не в руках, а на локомотивах. И именно они сделали всё возможное, чтобы в тяжелейшие годы Казахская ССР стала одной из ключевых опор великого государства в его решающей борьбе.

И если тогда, в условиях нехватки ресурсов и нечеловеческой нагрузки, железнодорожники Казахстана справлялись с невыполнимыми задачами — то сегодня, в мирное время, у нас есть все основания верить: мы способны на большее. Современный Казахстан — это уже не только тыл, но и стратегический транзитный узел Евразии. Развиваются международные транспортные коридоры, соединяющие Восток и Запад, Север и Юг: «Север – Юг», «Транскаспийский маршрут», коридор «Запад – Китай – Западная Европа» и другие. Железнодорожные пути республики вновь становятся артериями, но теперь — экономического развития и устойчивого роста.

Наши страны — дружеские государства и союзники, чьё сотрудничество влияет на стабильность и развитие всего Евразийского региона. Сохраняя историческую память о подвиге железнодорожников в годы войны, мы одновременно закладываем основу для новых достижений. Потому что традиции взаимодействия, взаимопомощи и солидарности, проверенные войной, сегодня вновь работают на будущее — на общее движение вперёд.

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Лайк

Казахстанский мультимедийный портал-агрегатор новостей. Агентство представлено на ключевых контентных платформах: интернет и социальные сети. Мы представляем главные новости Казахстана, СНГ и мира. Информационный портал TopPress.kz - это финансовые, экономические, политические новости Казахстана, аналитика, рейтинги, выводы и прогнозы, курсы валют и рынки ценных бумаг, драгоценных металлов, сырьевых и несырьевых ресурсов, новости банков, бирж, компаний.

Сайт создан компанией «Digital idea»

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

No Result
View All Result
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Общество
  • Интересное
  • Авто
  • Спорт
  • Медицина
  • Спасатели
  • Репортаж
  • Коронавирус
  • Личность
  • Военная журналистика
  • Криминальные новости
  • Экология
  • Культура
  • ЧП
  • Архив

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

Total
0
Share