На сегодняшний день травля несовершеннолетних как в реальной жизни, так и в Интернете, стала наиболее актуальной проблемой в Казахстане. По этой причине депутатами Мажилиса Парламента был разработан Законопроект по вопросам защиты прав ребенка, предусматривающий пакет поправок в законах о СМИ, о правах ребенка в РК, об образовании, о связи, об информатизации. О том, какие именно изменения произошли и какая работа по защите детей от кибербуллинга уже была проделана, рассказали в Министерстве образования и науки РК, передает Toppress.kz.
В первую очередь вносится понятие «буллинга/кибербуллинга», где устанавливается, что буллинг и травля это равнозначные понятия, под которые подпадают действия лица или группы лиц, унизительного характера. При этом, в случае применения данными лицами средств информационно-коммуникационных технологий то данные действия будут относиться к кибербуллингу. Министерство образования и науки разработает Правила профилактики травле (буллингу) в образовательном процессе.
Кроме того, в рамках данных поправок предусматривается также ввести понятия для социальных сетей и мессенджеров, с регламентацией их деятельности на территории нашего государства. Так выглядит общий подход по регулированию «буллинга/кибербуллинга» в Казахстане.
В 2020 году Министерством было выявлено чуть больше 70 тысяч фактов нарушений нашего законодательства в социальных сетях, при этом, за I полугодие 2021 года уже выявлено больше 140 тысяч таких фактов. Это является большим показателем того, что администраторы социальных сетей не ограничивают в своих ресурсах такие материалы как порнография, суицид, пропаганда экстремизма и терроризма, онлайн-продажа наркотиков и оружия и так далее. Кроме того, мониторинг информационного поля показывает, что с развитием технологий, травля перешла в Интернет. Фиксируются факты травли, как в отношении взрослых, так и детей. Обычно травля происходит в закрытых группах и сообществах, где выявить такие факты, не имея доступа, практически сложно, – сообщается в ведомстве.
Отмечается также, что мониторинг выявил много материалов суицидального характера в отношении подростков в популярных в социальной сети «Вконтакте» суицидальных группах с разными хэштегами (#cинийкит, #тихийдом, #китыплывутвверх, #морекитов»). По данным Министерства, ведомству потребовалось несколько месяцев на удаление материалов из социальной сети. Мониторинг сейчас фиксирует новые группы в социальных сетях, направленных также на подростков.
С 2019 года Министерством было выявлено больше 250 фактов, связанных с распространением информации, пропагандирующей суицид. Таким образом, нам необходимо наладить контакты со всеми представительствами иностранных социальных сетей. Изучив международный опыт по данному вопросу. Можно точно сказать, что Казахстан не является первой страной, которая на законодательном уровне, устанавливает требования по открытию представительств. В таких странах как Россия, Узбекистан, Турция, Франция и Германия уже существуют нормы об обязательном открытии представительств иностранных социальных сетей и мессенджеров. При этом, например, Германия за неудаление противоправного контента установила штраф в размере до 50 миллионов евро. После таких санкций компании-организации социальных сетей сразу начали удалять противоправный контент. Турция за невыполнение условий об обязательном открытии представительств для соцсетей с аудиторией более 1 млн. человек предусмотрела крупные штрафы в размере 10 млн. лир, далее – 30 млн. лир, затем следует запрет на публикацию рекламы. И на четвертой стадии в качестве наказания рассматривается снижение скорости передачи данных до 90%. В настоящее время все социальные сети исполняют требования законодательств указанных стран, – рассказали в МОН РК.
Таким образом, по словам спикера, предлагаемые поправки в законопроекте по защите прав ребенка соответствуют международному опыту и будут только способствовать налаживанию контактов уполномоченных органов с администрациями социальных сетей на удаление противоправного контента.
В настоящее время действующее законодательство уже предусматривает административную и уголовную ответственность за деяния, совершенные в виде в виде клеветы, оскорбления, доведения до самоубийства и т.п, являющиеся своего рода видами буллинга. При этом, рассмотрение фактов правонарушений правоохранительными органами и судами осуществляется только на основании заявлений самой потерпевшей стороны.
В связи с чем, лицо, в отношении которого осуществляется кибербуллинг в социальных сетях, а также его законный представитель в отношении несовершеннолетних, имеют право обратиться в правоохранительные органы с заявлением по фактам травли в социальных сетях.
На основании данного заявления сотрудники правоохранительных органов, в рамках порядка взаимодействия уполномоченного органа с государственными органами, установленного законодательством РК, обратятся в наше Министерство с уведомлением о фактах кибербуллинга в отношении гражданина. При этом, отмечаем, что после принятия законопроекта гражданин, столкнувшийся в социальных сетях в отношении себя с травлей, имеет право также параллельно обратиться в Министерство в целях оперативного удаления в социальных сетях противоправной переписки. На основании представленного уведомления от сотрудников правоохранительных органов или обращения от гражданина Министерство проведет проверку социальных сетей на подтверждение фактов, указанных в документах, в случае выявления фактов кибербуллинга, подготовит предписание в социальные сети о необходимости принятия мер по ограничению доступа к противоправному ресурсу либо его удалению, – говорится в сообщении.
При этом, отмечается, что при поступлении обращений от граждан по фактам травли их в социальных сетях, Министерство будет придерживаться трех основных критериев. Первое – это умышленные действия в отношение одного лица со стороны другого лица или группы лиц, осуществляющих переписку. Второе – это ее противоправность, например в переписке есть оскорбление, унижение чести и достоинства, подстрекательство на совершение каких-либо противоправных действий. И третье – это систематичность, то есть неоднократное высказывание в отношении только одного определенного лица. В случае если, представленная переписка будет отвечать в комплексе всем вышеперечисленным критериям, тогда Министерство в обязательном порядке подготовит предписание для социальной сети по удалению либо ограничению доступа к данной переписке.
В настоящее время, у обычных граждан, подвергающихся кибербуллингу в социальных сетях, не всегда есть возможность самостоятельно определить кто именно делает записи, для подачи искового заявления в рамках гражданского процесса. После вступления в законную силу представленного законопроекта, на территории Республики Казахстан должны появиться представительства иностранных социальных сетей и мессенджеров. Это позволит, правоохранительным органам делать запросы в представительства иностранных социальных сетей об установлении личности лиц, осуществляющих травлю в социальных сетях, в рамках проводимых оперативно-розыскных мероприятий по заявлениям граждан, подвергшихся буллингу. Кроме того, наличие здесь филиалов или представительств иностранных социальных сетей и мессенджеров позволит уполномоченным органам более оперативно взаимодействовать с ними, – заключили в Министерстве.