Семейский автогужевой мост или как говорят семейчане «старый мост» давно стал притчей во языцех у горожан и периодически становится темой для новостей о происшествиях или конспирологических теорий. Вообще судьба существующих автомобильных переправ в Семее весьма сложная и скандальная. Взять, к примеру, подвесной мост или «новый мост», который требует капитального ремонта. Старый автогужевой мост через реку Иртыш в Семипалатинске был открыт в 1964 году. До его строительства жители города, чтобы переправиться с одного на другой берег использовали рейсовые плоты, зимой переходили по льду. Также в 50-60-е годы в Семее построили и понтонный разводной мост, который активно использовался с начала 90-х годов, а в дальнейшем по различным данным был продан, сдан на металлолом или разграблен.


Многострадальный автогужевой мост признали аварийным еще в 1997 году, но по прошествии почти 30 лет его состояние только ухудшалось. В 2021 году старый мост перекрывали из-за сдвига тротуарной плиты. Однако тогда, несмотря на то, что она свисала буквально вниз, видимых разрушений конструкции моста местные исполнительные органы не выявили, но в целях безопасности мост все же перекрыли. Годом ранее там произошло смертельное ДТП, легковой автомобиль столкнувшись с перильными ограждениями вылетел прямо в реку Иртыш. И это только резонансные случаи. 12 марта 2024 года из-за шквального ветра практически 15 метров перил обрушились в воду. Это привело не только к перекрытию тротуара, но и повреждению оптической линии связи вследствие чего весь левый берег Семея остался без интернета. После этого ремонт и приведение в порядок моста заключалось лишь в покраске его ограждений.

В командировке в город Семей мы встретились с народным, как его называют местные жители, блогером Ахметом Чукеевым (@chukeyev_akhmet). Он активно снимает и выкладывает в своем блоге проблемные вопросы, чем привлекает внимание не только горожан, но и властей региона.

«Все с левого берега едут на правый, потому что магазины, заведения, торговые дома все находятся на правом берегу. Здесь пешеходам опасно ходить, если вы в дождь идете, то машины вас брызгают, обливают, грязь, никто не обслуживает и не чистит мост вообще. От обуви здесь ничего не останется, если пешком пройтись. Машин много они могут выехать и задавить нас. Частые аварии на мостах, потому что везде ямы, люди хотят их объехать сталкиваются друг с другом (прим. автомобили), и создают дополнительные пробки что на новом мосту, что на этом мосту. Когда происходят аварии очень долго приходится ждать ГАИ, пока они приедут, пока схему возьмут, на заявление и все остальное уходит часов шесть».



В Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Абай сообщили, что в 2024 году был проведен комплекс работ по техническому обследованию надежности и устойчивости «старого» автогужевого моста и выдачей экспертного заключения.



«Согласно ему разработан план мероприятий по переустройству проектных пешеходных тротуаров шириной 2,2 м на служебные проходы шириной 0,75 м, замена перильных ограждений на облегченные, уменьшение числа полос движения до двух, фрезерование покрытия до нормативной толщины, регулярное обследование моста не реже одного раза в квартал», – говорится в сообщении.


Многое из этого уже предпринимается сообщили в Акимате г.Семей. С третьего марта подъезды и порядок движения к автогужевому мосту изменены, введено двухполосное движение, установлены новые дорожные знаки и дорожные блоки, скорость движения снижена до 40 км. в час и максимально допустимая масса на мосту до двух тонн.

12 марта 2025 года в социальных сетях появились фотографии, которые напугали местных жителей. На снимках мост словно расходится пополам.

Практически в тот же день фото стало мемом и пользователи сети предложили заклеить место лейкопластырем, изолентой или приложить подорожник.



В прошлом году казахстанский экстрасенс Айгуль предсказывала инцидент с административным зданием в Семее. Поэтому, увидев новые фото в интернете многие жители предпочли остаться дома.
На официальной странице Инстаграм (@abay_koligi_joldary_baskarmasy) Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Абай на это ответили так:
«На снимках видна замковая часть/узел сопряжения подвесной части с жесткой рамно-консольной частью. Примененная при проектировании мостового сооружения схема подвижных шарниров подразумевает свободный ход шарнирного соединения при изменении температуры окружающей среды, позволяя, таким образом, мостовому сооружению своевременно реагировать на природные факторы согласно физико-механических свойств, применённых при строительстве материалов», – говорится в сообщении.


Вся «надежда» теперь на новый четырехполосный мост, который строится в рамках реконструкции автогужевого моста города Семей. Возведение новой переправы началось еще в 2022 году и по паспорту объекта должно быть окончено во втором квартале 2025 года. С введением его в эксплуатацию, старый мост будет переоборудован в пешеходный. По мнению блогера Ахмета Чукеева, новый мост не панацея и не решит проблемы загруженности города.
«Этот мост будет также четырехполосным, но он никак проблемы города не решит. Когда здесь (прим. на старом мосту) было четыре полосы также были пробки. Он (прим. новый автогужевой мост) заменит его, когда старый станет пешеходным. Говорили, что построенные еще в советское время опоры старого моста выдержат, можно было бы верхнее полотно поменять и сделать движение шестиполосным, не строить новый мост, тогда было бы три полосы туда и три обратно. Но чтобы разгрузить пробку нужно в центре дорогу расширять. Когда пришел Уранхаев в центре появились Арбаты, но эти Арбаты можно было бы построить в (прим. микрорайонах) Казкрае или Таткрае, где грязь и реально негде пешком ходить. Они взяли все перекрыли, теперь в городе у нас пробки. Например, человек живет на левом берегу и у него работа на Восточном рынке, продает запчасти. Ему зачем через центр ехать. Второй мост если был бы там человек с левого берега сразу на Восточный бы уехал. Также кому нужно с Восточного поехать за город можно было бы уехать в сторону Устькамана или в Алматы. Этот (прим. новый автогужевой мост) мост вообще не логично строят».

К еще одной странности относится непосредственная близость жилого комплекса River city к новому автогужевому мосту. Один из подъездов нового дома находится буквально в нескольких метрах от дорожной полосы. Безопасно ли такое соседство в случаях ДТП и других пока неясно. Мы продолжим держать вас в курсе событий.
Автор: Айгерим Кали