Плохие дороги – одна из главных проблем Казахстана. За 30 лет независимости государство вложило в строительство междугородних автодорог многомиллиардные суммы, но они по-прежнему не выдерживают никакой критики. Около месяца назад этот вопрос поднял президент Токаев.
Что уж говорить, если даже между Алматы и Астаной не могут построить нормальный автобан. На участок Караганда – Балхаш на днях выезжал с проверкой первый вице-премьер Роман Скляр вместе с министром транспорта Маратом Карабаевым. Этот отрезок должны были сдать еще в 2022 году, но он не завершен до сих пор! Почему так произошло и какое к этому отношение имеет БЦК и племянник Елбасы, рассказал журналист Михаил Козачков в своем телеграм-канале:
“Республиканскую трассу Астана – Караганда – Балхаш – Капшагай – Алматы начали реконструировать в 2018 году. Для этого важного проекта привлекли известные зарубежные компании и международные займы. Схема простая: опытная иностранная компания приходила с финансированием, а к ней в консорциум навязывали отечественных партнеров. Вот как раз от Караганды до Балхаша дорогу должны были строить CITIC Construction, «Todini Central Asia» и «КазГерСтрой». Как известно, последняя компания связана с семьей Сатыбалды.
Когда проект только начинался, КазГерСтрой демонстрировал огромное желание работать, охотно брал и растрачивал авансы, но сорвал сроки строительства. Общий объем выполненных работ не дотянул и до 50 процентов. Тем не менее, объект у компании забирать не стали. Думаю, не трудно догадаться, почему.
А после Кантара количество важных дел у родственников Елбасы резко сократилось, зато прибавилось уголовных. Кайрат Сатыбалды оказался за решёткой, как и его первая жена Гульмира. Разумеется, возникли вопросы и к работе проблемного «КазГерСтроя». Компанию наконец-то смогли исключить из консорциума.
Ну а поскольку фирма не выполнила своих обязательств, у нее стрельнула банковская гарантия – обязательство по выплате компенсации в случае неисполнения контракта. Своего рода страховка для участника госзакупок от БЦК.
У CITIC Construction, который обязался достроить участок автодороги, возникло право требовать выплаты банковской гарантии, однако в БЦК отдавать 4 миллиарда тенге наотрез отказались, дескать, состав консорциума изменился, китайская компания хочет обогатиться, нарушены договоренности и так далее.
За два года разбирательств, стороны прошли пять казахстанских судов. Но каждый раз судьи приходили к одному выводу – раз «КазГерСтрой» завалил работу и это никем не оспаривается, значит, банк обязан произвести выплату в рамках выданной гарантии.
Интересно, что у банка, где основным акционером является миллионер Бакытбек Байсеитов, постоянно менялись аргументы – в одном суде юристы БЦК заявляли, что гарантию требуют слишком рано, а в другом – что слишком поздно, потом про изменение состава консорциума…
В итоге к весне этого года суд Астаны поставил точку в многочисленных разбирательствах – банк обязан рассчитаться в рамках выданной гарантии. Брали обязательства – отвечайте!
А буквально за 3 дня до начала лета интерес к спору проявил Верховный суд в лице судьи Галымжана Мырзаке. Он изучил ходатайство банка, где было сказано, что «КазГерСтрой» действительно нарушил договоренности, но при этом передал свои обязательства третьему лицу. Поэтому БЦК расплачиваться за Сатыбалды не хочет, а судья Мырзаке поддерживает эту позицию. Тогда как судами уже установлено, что никакой передачи обязательств по банковской гарантии третьим лицам нет!
Видимо, олигарху Байсеитову совершенно безразлично, что дороги – это кровеносная система страны и в результате неправомерных действий банка никак не могут достроить важнейший участок трассы.
Теперь спор за 4 миллиарда изучит коллегия по гражданским делам Верховного суда. Очень хочется в итоге понять, для чего нужны банковские гарантии, если даже на первый взгляд солидные банки делают все возможное, лишь бы по ним не платить?”.
Необходимо также отметить, что судья Верховного Суда РК Галымжан Мырзаке является братом члена-корреспондента Национальной академии наук РК Бахытжана Абдраима.