Самым популярным транспортным средством у казахстанцев по прежнему остаются автобусы. На них за 5 месяцев 2019 года ездило 7,1 миллиарда пассажиров, но это на 2,2 процента меньше, чем за аналогичный период 2018 года, передает Toppress.kz со ссылкой на energyprom.kz.
В общем же автомобильный и городской транспорт в 2019 году перевез 9,4 миллиарда пассажиров, что выше на 2,6 процента, чем в прошлом году. При этом известно, что автобусный парк Алматы планируется увеличить в 4 раза. Данные акимата казахстанского мегаполиса говорят о том, что такому росту способствовало выведение из тени многомиллиардных средств и создание прозрачной транспортной отрасли. Кроме этого, электроавтобусы made in Almaty выйдут на маршрут в ближайшее время. Для осуществления данной инициативы был открыт завод FalconEurobus по сборке электрических автобусов 3-го поколения с автопарком на 300 мест. Для соблюдения графика движения автобусов усилена работа диспетчерского управления и принимаются штрафные санкции к перевозчикам – так, в 2018 году с перевозчиков удержаны более 560 миллионов тенге субсидий.
На втором месте по популярности у казахстанцев по-прежнему такси. Примечательно, что тут динамика обратная: сразу плюс 21,8 процента за год, до 2,2 миллиарда пассажиров по итогам пяти месяцев текущего года. Перевозки пассажиров трамваями также выросли: на 12,2 процента за год, до 12,5 миллионов человек.
Также примечательно, что запуск первой линии BRT позволил более чем 100 тысячам пассажиров на 40 процентов экономить время в пути. Анализ акимата показывает: в час пик скорость движения автобусов по улице Тимирязева даже с учетом остановок в 3 раза выше, чем у автомобилей. Кроме этого, увеличена скорость движения автобусов по 22 улицам благодаря 122 километрам выделенных полос для общественного транспорта. В Алматы завершен первый этап конкурса LRT, продолжается строительство 2 новых станций метро, для снижения интервалов закупается дополнительно 8 новых составов.
Кроме развития автобусного парка в Алматы на лето запланирована работа по обновлению троллейбусных сетей. Уже готова проектно-сметная документация на реконструкцию 172,6 километра, а также ТЭО для ремонта электроподстанций и строительства новых линий троллейбусных маршрутов. Это позволит увеличить количество троллейбусов на маршрутах и среднюю скорость движения, а также снизить количество аварийных сходов. Доходы от перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом за январь–май текущего года составили 42,9 миллиарда тенге против 41 миллиарда тенге годом ранее. В то же время доходы от перевозки пассажиров автобусами сократились с 37,9 миллиарда до 37,2 миллиарда тенге. Примечательно, что доходы такси, напротив, выросли сразу почти в 5 раз за год, до 2,4 миллиарда тенге.
Средняя стоимость проезда в автобусах по республике составляет 76 тенге. Среди крупных городов больше всего приходится платить жителям Нур-Султана, Усть-Каменогорска и Кызылорды – 90 тенге. Причем в столице при отсутствии транспортной карты платить за проезд приходится 180 тенге. В тоже время годовой рост стоимости проезда отмечен только в Актобе – до 80 тенге или же +45,5 процентов.