О том, как зародился терроризм на основе ислама корреспонденту Toppress.kz рассказал эксперт в области религиоведения, бывший сотрудник РГУ научно-исследовательского аналитического по вопросам религии, специалист ислама и исламских религиозных течений Марлен Муслимов.
Что означает "терроризм"? По словам нашего эксперта, проявление терроризма, это в первую очередь желание нагнать страх, а проявление экстремизма – придерживаться крайнего взгляда, то есть непринятие иного.
"Эти понятия довольно схожи между собой, так как любое учение, или идея могут считаться экстремистскими, но уже после совершения, они (идея или учение) будут терроризмом. Поэтому, в целом в истории, не только в исламской религии, можно увидеть эти проявления. Относительно ислама могу сказать, что – да, в древние времена, люди использовали религию как идеологическое обоснование своих агрессивных действий, определенных групп. Те же самые хараджиты, которые вышли против основной исламской уммы, заявив миру о том, что они против Третейского суда, что они следуют только Корану, и что судьей человека может быть только Всевышний. Несмотря на то, что хараджиты были побеждены армией Халифа Али, их идеи остались жить. И потому, на сегодняшний день, все религиозно-мотивированные террористические военизированные организации используют эти идеи для обоснования своей идеологии", – пояснил Марлен Муслимов.
Как отметил наш специалист в области религиоведения, отголоски терроризма можно наблюдать с XX века, когда ислам использовался в качестве идеологии социализма. В данном ключе, люди использовали ислам, воссоздав идею справедливости, так как многие политически-мотивированные религиозные движения, которые были очень активны в XX веке, распространяли идею абсолютной справедливости, и между тем, продвигали свою идеологию, под знаком ислама.
"Так появились "Братья мусульмане", от которых впоследствии откололись "Хизб ут-Тахрир" и таким образом, идеология об абсолютной справедливости ислама стала продолжать существование, не без внутриполитических мировоззрений каждой отдельной организации. Состыковывая политические воззрения с религиозными постулатами, организации могли обосновывать свои мотивы. Отмечу, что такая тенденция использовалась в XX веке в двух ключах: политическом и военном. Это была своеобразная идеология "противостояния", которая использовалась в конфликтных местах: на Кавказе, в Палестино-Израильском конфликте. То есть людям открыто заявляли о том, что там враг и они хотят его свергнуть, они призывали других мусульман поддержать этот военный конфликт. И тогда справедливость начала путь реформации, для получения политического рычага влияния", – отметил наш собеседник.
Вместе с тем, бывший сотрудник РГУ научно-исследовательского аналитического по вопросам религии подчеркнул, что на сегодняшний день в Казахстане запрещены чуть более 20 террористических и экстремистских организаций.
"Из этих 22 запрещенных организаций, тринадцать – исламские течения, из них 8 – это экстремистские течения, основанные на салафизме. В их числе "ИДУ" (Исламское Движение Узбекистана), "Исламское Движения Туркестана", "ИГИЛ", "Аджаб хада Нусра" и многие другие. Религиозные организации делятся на разные течения, согласно страновой принадлежности, по религиозному учению и по политико-организационной части. Например, на территории Казахстана, имеются различные религиозные течения: индо-пакистанская, афганская и многие другие, вроде "Таблиги Джамаат", ливанские течения, египетские, турецкие течения. Из всех нетрадиционный течений ислама, в Казахстане больше всего распространен салафизм. Однако он весьма неоднозначен, поскольку их объединяющий фактор, как единая идеология, объединяющая всех салафитов, но внутренне они очень раздроблены, так как у них есть джамааты, которые представляют себя как салафизм, пытаясь распространять и пропагандировать его, в то же время конкурируя между собой", – сообщил эксперт.