В рамках дискуссии, проведенной в Центре Аналитических исследований “Евразийский мониторинг”, ученые из Казахстана, Российской Федерации, Узбекистана, Азербайджана и Китайской Народной Республики сосредоточились на анализе транспортно-логистического потенциала Евразии. Актуальность данного обсуждения обусловлена усилением геополитической нестабильности и кризисом на морских маршрутах, что подчеркивает значимость сухопутных транспортных коридоров, проходящих через континентальную зону Евразии. Специалисты обсудили значимость стратегического сотрудничества между Россией и Китаем для развития транспортно-логистического потенциала региона Евразии, а также выявили перспективы и вызовы перед таким сотрудничеством, передает Topress со ссылкой на Казахстанский Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг».
Поводом для проведения мероприятия стал подготовленный Центром доклад на тему «Роль России и Китая в развитии транспортно-логистического потенциала Евразии». Проведенный анализ показал, что Россия и Китая являются основными игроками, позиция которых определяет динамику развития транспортно-логистической инфраструктуры в рамках транспортных коридоров проектов «Пояса и пути», а также МТК «Север-Юг».
Особый интерес ученых вызвала оценка текущего транспортного потенциала Центральной Азии, которая в текущей обстановке может эффективно использовать свое стратегическое положение для стимулирования экономического развития.
Одним из ключевых аргументов в пользу данного сотрудничества стала информация о планах Казахстана по увеличению доли транспорта в ВВП страны до 9% в ближайшие три года, а также о росте объемов услуг транспортной деятельности и хранения грузов в других странах региона, таких как Узбекистан и Кыргызстан.
Людмила Решетникова (РФ, Волгоградский государственный университет) обратила внимание на то, что есть определенная конкуренция между МТК “Север-Юг” и Срединным коридором. Центральноазиатские страны, оказываются в условиях определенного выбора, когда важно четко просчитывать плюсы и минусы той или иной трассы.
Денис Борисов (РФ, Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления) в своем выступлении указал на то, что безусловное влияние на ситуацию оказывает геополитика, когда все основные игроки пытаются “подстраховаться”, нивелируя текущие риски. При этом, как отметил ученый конструкция мирового политического процесса такова, что за периодом напряжения всегда будет следовать “потепление”. Когда это “потепление” наступит, все прекрасно понимают, что все те средства, которые будут вложены в “невыгодные” маршруты просто не оправдаются. А в современной ситуации прагматизм и принцип экономической выгоды определяет довольно много. Любая логистика окупается в период в 20-30 лет, это так называемые “длинные” деньги. Ситуация такова, что зачастую слова – подменяют реальные “дела”.
Луиза Махмудходжаева (Узбекистан, Ташкентский филиал РЭУ им Плеханова) заметила, что Узбекистан заинтересован в возможности развития транспортных маршрутов, предпринимая реальные действия как в двустороннем, так и многостороннем формате.
Александр Барсуков (РФ, Новосибирский государственный университет) солидаризировался в своей позиции с мнением своего коллеги из Новосибирска Д. Борисова, указав на существующий вакуум конкретных действий, который характеризует транспортную сферу в Евразии в целом. Было замечено, что в России существуют конкретные национальные проекты, есть видение средне- и долгосрочного горизонта. Экспертом была отмечена актуальность необходимости обсуждения идеи многообразия путей развития, которая часто звучит на таких авторитетных площадках как “Валдай-клуб” и пр.
Екатерина Архипова (РФ, Волгоградский государственный университет) отметила факт конкуренции маршрутов МТК “Север-Юг” и Срединного коридора, в связи с активной внешней политикой Азербайджана, и попыткой выключить Армению из развивающихся сейчас маршрутов. Было высказано опасение, что при неблагоприятном исходе Россия может просты “выпасть” из текущих транспортных проектов. Эксперт подчеркнула хорошие перспективы Казахстана в получении выгод от тех коридоров, которые сегодня проходят через его территории.
Ильгар Велизаде (политолог, Республика Азербайджан) указал на то, что в регионе идут активные изменения, в том числе в области транспорта и логистики. Эксперт указал на то, что по итогам визита К. К. Токаева в Армению было высказано предложение о включении этой кавказской республики в систему региональных транспортных коридоров, что будет способствовать развитию как Срединного коридора, так и МТК “Север-Юг”. Была отмечена важность не просто развития транспортных артерий, но и систематизация текущей работы, как по линии министерств и ведомств, так и субъектов бизнеса. Еще в марте 2022 года Грузия, Азербайджан, Турция и Казахстан выступили с четырёхсторонним заявлением о необходимости развития Транскаспийского международного транспортного коридора. В связи с этим они значительно расширили транзитные и логистические отношения с Китаем.
Ли Синвей (КНР, Шансийский университет) подчеркнула, что особенностью Китая является системный подход к выстраиванию транспортной инфраструктуры. Пекин, работая над ростом логистической связанности Евразийского континента реализует целый комплекс значимых целей, которые работают на достижение мира и гармонии.
Завершая дискуссию директор ЦАИ “Евразийский мониторинг” Алибек Тажибаев подчеркнул важность дальнейшего анализа и координации действий в транспортно-логистической сфере, а также необходимость учета разнообразия путей развития. Это играет ключевую роль в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития Евразии. Россия и Китай играют все более возрастающую роль в развитии транспортных коридоров в Евразии. Все это имеет потенциал стать важным фактором синергии в развитии региональной инфраструктуры и экономики Евразии, предоставляя новые возможности для торговли, туризм