Нельзя переоценить важность школьного образования. Но не всегда его можно назвать хорошим – и дело не только в педагогических кадрах. Нелегко получать знания, если учишься в третью смену, а учителям сложно донести материал до каждого ученика, когда в классе 30-40 человек.
Нехватка школ в Казахстане обострилась в последние годы. Причин несколько – в стране сокращают учебные заведения – в 2020 году их число было меньше на 113 объектов, чем пять лет назад. Уменьшается и количество строящихся объектов образования – если в 2015-м в эксплуатацию было введено 114 школ, то уже в 2019 – только 72.
К тому же, в стране существуют аварийные здания, которые заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов поручил ликвидировать. Тогда по республике насчитывалось 237 проблемных школ, сейчас уже 34. Именно такую цифру назвал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на заседании правительства 11 марта.
Выросла и численность учеников – с 2,7 до 3,3 млн человек за пять лет – с 2015 по 2020 годы.
В связи с этим в стране растет число переполненных общеобразовательных учреждений, где детям приходится получать знания в две, а то и три смены, обучаясь в душных кабинетах по 40-50 учащихся. О последнем факте даже высказывался президент страны Касым-Жомарт Токаев в середине марта, речь шла об Алматы. Глава государства дал акимату поручение разработать план поэтапного снижения дефицита мест в школах и детских садах, напомнив о необходимости широкого использования возможностей государственно-частного партнерства в реализации таких проектов.
Наиболее проблематичной в этом плане выглядит ситуация на юге, менее всего – на северо-востоке республики. Эксперты прогнозируют, что к 2023 году образуется нехватка в 386 тыс. ученических мест. К 2024-му этот показатель составит уже 474 тыс., а в 2025 – 671 тыс.
И если для казахстанцев это стало привычным делом, то в других государствах о двух- или трехсменке и не слышали.
Давайте посмотрим примеры – в США школьники учатся с 8.30 до 15.30. Послеобеденное время отводится для кружков и спорта. Аналогично обучение проходит в Канаде, Великобритании, Испании, Италии, Германии. В Финляндии занятия проводятся только в первой половине дня. Схожее расписание у учащихся Австралии, Новой Зеландии, Японии, Кореи и так далее.
Нет трехсменок и в школах стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Учитывая, что Казахстан стремиться к повышению благосостояния своих граждан на уровень государств ОЭСР, то, в первую очередь, важно добиться устойчивого подъема экономики, которое невозможно без качественного образования. А оно у нас, как видно, оставляет желать лучшего. Так, по данным сайта energyprom.kz, Казахстан с каждым годом теряет позиции в мировых рейтингах по системе обучения, в то время как от двухсменного формата отказываются даже самые беднейшие страны мира.
При таких показателях неудивительно, что казахстанские дети все еще вынуждены заканчивать учебу вечером, добираясь домой в темное время суток, и выполнять домашние задания допоздна. А количество классов в перегруженных школах таково, что на их обозначение уже задействован почти весь алфавит.
Нельзя сказать, что проблема остается забытой – например, аким Алматы в прошлом году заявлял, что с нехваткой учебных заведений в городе будут бороться с помощью пристроек к уже имеющимся, а также возведут 8 объектов почти на 13 тыс. мест. В столице страны планируется в два раза увеличить количество ученических мест. В третьем казахстанском мегаполисе, Шымкенте, к 2025 году планируют построить 85 общеобразовательных учреждений для 65 тыс. учеников. Но этих мер на сегодня недостаточно, нужно комплексное решение, которое поможет устранить явный дефицит сразу за раз. Иначе с учетом ежегодного роста рождаемости, мы будем вынуждены снова и снова наступать на одни и те же грабли.