29 апреля 2022 года состоялась Национальная конференция «Повышение деловой добропорядочности в бизнес секторе Казахстана», с участием представителей Агентства по противодействию коррупции, центральных государственных органов, бизнеса, юридического сообщества и экспертов гражданского общества, передает Toppress.kz.
Встреча прошла в формате гибридной диалоговой площадки, на которой были раскрыты основные приоритетные направления развития комплаенса в квазигосударственном и бизнес секторах. В ходе встречи советником Председателя Агентства Анар Жаровой освещены положения Концепции антикоррупционной политики на ближайшие 5 лет. Акцентировано внимание на мерах стимулирования предпринимателей к ведению добропорядочного бизнеса и важности участия всех категорий граждан в этой работе. Кроме того, Концепцией предусмотрена подготовка необходимых специалистов в этой сфере в рамках послевузовского образования.
В свою очередь, заместитель руководителя Службы превенции Ғанижан Асанұлы рассказал о статусе антикоррупционного комплаенса и принимаемых мерах по его укреплению. В настоящее время в более 6 тысячах субъектах квазигоссектора действуют комплаенс-службы, для которых Агентством периодически проводится обучение совместно с НПО. В целях обеспечения единообразия работы таких служб и повышения их эффективности, в рамках законопроектных работ, Агентством продвигается инициатива утверждения Типового положения об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигоссектора. Принимая во внимание важность «тона сверху», планируется разработка Методики оценки принятия мер противодействия коррупции руководителями субъектов квазигоссектора, а также подготовка обучающих видеороликов для специалистов.
Заместитель директора Департамента правовой защиты предпринимателей Батыржан Ашитов обратил внимание участников конференции на то что незаслуженно оставлена без внимания Политическая декларация предупреждения коррупции, принятая ровно год назад -28 мая 2021 года на 32 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Декларация содержит намерение о продвижении коллективных действий частного сектора по противодействию коррупции, в том числе в форме государственно-частного партнерства. Спикер остановился на новеллах, требующих реализации в Казахстане. Среди них партнерство Правительства и частного сектора в формировании культуры нетерпимости к коррупции; поощрение публично-частного партнерства, т.е. совокупность мероприятий, имеющих завершенный характер; финансовая помощь государства в развитии новой формы консолидации общества в борьбе с этим социальным злом.
Нам надо совместно выработать алгоритм реализации и имплементации положений Политической декларации Генеральной Ассамблеи, – отметил спикер.
Исполняющая обязанности директора Центра исследования правовой политики, Татьяна Зинович озвучила анализ проблем антикоррупционного комплаенса в бизнес-секторе Казахстана. Спикер отметила, что мониторинг 50 компаний квазигосударственного и частного секторов показал, что многие процессы проходят формально.
Мы видим, что антикоррупционные программы и политики приняты, но не видно работы антикоррупционных комплаенс-служб – обучения, оценки рисков, опросов сотрудников, мониторинга, управления конфликтами интересов и защиты сотрудников, которые раскрывают информацию о фактах коррупции внутри организации. Руководители не проявляют своих лидерских качеств и практически не оказывают никакой видимой поддержки комплаенс-службе в его работе и проведении мер предупреждения коррупции в организации, – сообщила Зинович.
По ее словам, необходимо продолжить изменение законодательства, мониторинг и оценку работы комплаенс-служб, их диагностику, обучение и повышение квалификации сотрудников комплаенс-служб.
Если для развития комплаенса в квазигосударственном секторе уже заложен фундамент для предупреждения коррупции, то в частном секторе – нет ни требований, ни ответственности, ни мотивации. Возможно, хорошим решением было бы введение дифференцированной и сегрегированной системы антикоррупционного комплаенса для бизнеса, которая может служить формой защиты от привлечения к ответственности в случае коррупции, – заявила спикер.
Участники конференции отметили важность продвижения антикорупционных стандартов в бизнес-секторе, а представители it-компаний презентовали свои цифровые решения для комплаенс-задач.
В целях дальнейшего повышения деловой добропорядочности, участники выразили готовность активно участвовать в усовершенствовании законодательства, обучении комплаенс-офицеров и имплементации успешных международных практик.
По итогам конференции достигнуто соглашение о дальнейшем сотрудничестве и продолжении обмена опытом по вопросам противодействия коррупции в корпоративном секторе.
Организаторами конференции выступают Палата юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (Палата KazBar), ОФ «Центр Исследования Правовой Политики» (LPRC) и ЧУ «Ассоциация комплаенс и деловой этики». Национальная конференция была организована в рамках проекта «Реализация системной, структурированной и эффективной политики повышения деловой добропорядочности и развития корпоративного управления в Казахстане в соответствии со стандартами ОЭСР», реализуемого Палатой Юридических Консультантов «Kazakhstan Bar Association» в сотрудничестве с Центром исследований правовой политики (LPRC) при поддержке Siemens Integrity Initiative.