В Центральной Азии ткань истории глубоко вплетена в Евразийскую степь — обширный экорегион огромного исторического и экономического значения. Это великий перекресток мира, по которому путешествовали такие исторические герои, как Чингисхан, китайские императоры, Александр Македонский и Марко Поло, передает Toppress.kz.
Уникальная самобытность Казахстана появилась благодаря смешению культур и обмену идей. Казахстан всегда являлся торговой державой, и сегодня, будучи крупнейшей страной Центральной Азии, он продолжает играть свою жизненно важную роль в евразийской трансконтинентальной торговле. Это стало еще более актуальным с недавним появлением Middle Corridor, соединяющего Китай и ЕС с помощью железнодорожных, морских и грузовозных сетей.
Маршрут, также называемый Транскаспийским международным транспортным маршрутом, представляет собой новую жизненно важную торговую артерию, которая проходит через Казахстан и Центральную Азию, Восточную Европу и Турцию, пересекая Каспийское и Черное моря. Грузовые перевозки по маршруту увеличились на 52% в период с 2020 по 2021 год во время пандемии и достигли рекордных 3,2 млн тонн в 2022 году. Этот всплеск привлек внимание судоходных компаний по всей Европе, таких как австрийская Rail Cargo Group, датская Maersk, Финская компания Nurminen Logistics и нидерландская компания Rail Bridge Cargo.
Некоторые наблюдатели ожидают, что поставки вскоре могут возрасти до 10 миллионов тонн в год, поскольку завершение Турцией строительства тоннеля Мармарай под проливом Босфор сделало этот железнодорожный маршрут более выгодным, поскольку товары могут доставляться прямо в Европу.
Первым преимуществом является скорость: товары, следующие транзитом из Китая через Казахстан и ТМТМ, могут достичь рынка ЕС всего за 12 дней, что составляет примерно половину времени морского торгового пути через Индийский океан, который занимает 22–37 дней.
Хотя потенциал улучшения маршрута и сокращения времени транзита очевиден, неотложной задачей коридора является обеспечение наличия необходимой инфраструктуры, и Казахстан уже привлек значительные инвестиции для увеличения пропускной способности. В сентябре 2022 года ОАЭ и Казахстан договорились вложить 900 миллионов долларов в проекты, поддерживающие ТМТМ. Китай через свою инициативу «Один пояс, один путь» и ЕС через Global Gateway (Глобальный шлюз) также внесли значительный вклад в расширение Middle Corridor (Среднего коридора) и укрепление связности.
Ожидается, что многие секторы, от снабжения Европы столь необходимой энергией до обеспечения европейского экспорта предметов роскоши на рынки Центральной Азии и Востока, выиграют. Огромный потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута может привлечь новые инвестиции в Казахстан и страны, расположенные по пути, объединяя торговых партнеров в неспокойное время, когда необходимы альтернативные транспортные маршруты.
Более сложный вопрос заключается в том, как Центральная Азия может играть большую роль в долгосрочных торговых отношениях между Востоком и Западом. Такие проблемы, как нормативная бюрократия, функциональная совместимость железных дорог и техническое обслуживание инфраструктуры, можно преодолеть. Последние несколько лет показали, насколько уязвимы существующие цепочки поставок, что делает сильный Middle Corridor (Средний коридор) еще более актуальным для повышения устойчивости региона.
Чтобы лучше понять и решить проблемы на этом пути, Казахстан запускает первый Международный форум Астана, глобальную платформу для диалога, на которой соберутся мировые лидеры в политике, бизнесе и научных кругах, чтобы обсудить, как можно улучшить сотрудничество на международном уровне. Подчеркивая важность Middle Corridor (Среднего коридора) и расширения регионального сотрудничества, на мероприятии будут представлены панели, посвященные связям, интеграции и торговле в Центральной Азии.
Казахстан, который ранее зависел от российской логистики при импорте и экспорте товаров, быстро стал лидером в перемещении грузов через Центральную Азию, и это создало возможности для развития собственных транзитных и торговых узлов. Новые союзы, сформированные Казахстаном с партнерами, в число которых входят Турция, Узбекистан и Азербайджан, являются явным признаком политической воли, поддерживающей Middle Corridor (Средний коридор).
Вторя историческому Шелковому пути более ранней эпохи, Казахстан полон решимости построить и реализовать амбициозное стратегическое видение современного Транскаспийского маршрута.