Об этом сегодня в Мажилисе рассказал заместитель председателя АФМ РК Женис Елемесов, представляя депутатам законопроект по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, передает Toppress.kz.
Законопроект был разработан во исполнение Плана законопроектных работ и Концепции развития финансового мониторинга на 2022-2026 годы. Одной из немаловажных причин для его разработки является то, что, по словам заместителя председателя АФМ, законодательство по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма по некоторым моментам не соответствует рекомендациям Межправительственной комиссии по финансовому мониторингу ФАТФ.
– У международных экспертов имеются замечания, о чем свидетельствует рейтинг «Частичное соответствие» по 7 рекомендациям ФАТФ. В целях имплементации стандартов ФАТФ по депутатской инициативе разработаны поправки в 6 Кодексов и 14 законов. В соответствии со стандартами ФАТФ, регулирующими надзор финучреждений, должны быть предусмотрены меры, запрещающие преступникам и связанным с ними лицам, владеть и управлять финансовыми учреждениями и игорными заведениями. Отсутствие в нашем законодательстве такого запрета подверглось критике экспертов, – отметил Женис Елемесов.
Среди основных новелл законопроекта можно выделить расширение перечня субъектов финансового мониторинга, в который теперь войдут – организации, осуществляющие клиринговую деятельность по сделкам с финансовыми инструментами, биржевые брокеры, осуществляющие свою деятельность на товарной бирже и совершающие сделки с биржевыми товарами, операторы сотовой связи, Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Будучи новыми субъектами финансового мониторинга, операторы сотовой связи будут предоставлять информацию о пополнениях мобильного баланса, а «Правительство для граждан» по сделкам с недвижимым имуществом свыше 50 млн тенге.
Субъекты финансового мониторинга будут направлять информацию о том, что клиент возможно использует свою деятельность для легализации доходов или финансирования терроризма согласно совокупности его операций, с деньгами и иным имуществом. Признаки подозрительной деятельности будут утверждаться Агентством по финансовому мониторингу. Например, частые переводы сумм денег между счетами, не подпадающих под пороговые значения, где при этом, не указан источник происхождения этих средств.
Кроме этого, систему оценки рисков предлагается разделить на 2 уровня – национальную оценку, которую будет проводить Агентство по финансовому мониторингу, и секторальную оценку, возлагаемую на госорганы раз в три года.
– Необходимо учитывать, что преступный мир не стоит на месте и постоянно совершенствуется в поисках новых путей отмывания. Для нивелирования противозаконных действий, нам требуется закрепить четкий период проведения оценок. Эффективное взаимодействие между госорганами через систему оценки рисков будет являться ключом к успешной борьбе с финансовыми преступлениями. Мы должны наладить надежные каналы обмена данными, чтобы обеспечить комплексный подход, – пояснил Женис Елемесов.
С учетом высказанных депутатами замечаний для дальнейшей работы над законопроектом, он был одобрен в первом чтении.