Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация «Лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская уверена, что резкое удорожание стиков для нагревательных систем табака вынудит население и в частности молодёжь вновь перейти на традиционные виды курения, передает корреспондент Toppress.kz.
Как известно о планах ввести акцизы на нагреваемый табак сообщалось в мажилисе ещё в начале лета.
В частности ставки на изделия с нагреваемым табаком будут на уровне 70% от размера ставок акцизов на сигареты, а считать их теперь будут поштучно (раньше акциз рассчитывался на килограмм табака). Действовать эти нормы начнут с 2023 года.
«Я знаю что огромное количество казахстанцев уже давно перешли на альтернативный способ курения. К нам часто обращается молодёжь по данному вопросу. Конкретно мы не можем утверждать, что тот же IQOS менее вреден чем обычные сигареты. Мы не даём такие ответы, но есть ссылки профильных специалистов, которые делают выводы, что стики менее вредны традиционного табакокурения. Однако, сегодня поднимают акцизы, которые делают стики значительно дороже сигарет. И в конечном результате те люди которые делали осознанный выбор перейти на менее вредное курение. Теперь в целях экономии денег будут вынуждены перейти на обычные сигареты», – сказала Светлана Романовская в рамках Академии потребительского образования на встречах с казахстанскими студентами в Астане.
В Лиге потребителей подчитали, что на сегодняшний день почти миллион человек в стране перешли на альтернативу. В связи с тем, что эти альтернативы сейчас стоят 670 тенге, а в последствии дойдут до 1000 тенге, а сигареты останутся 650.
«Разумеется в Лиге потребителей выступают против такого удорожания стоков, поскольку это несправедливо. Просто сделайте равную цену. Чтобы у людей был выбор, что покупать и курить», – добавила Светлана Романовская.
Тем временем в Лиге потребителей отмечают, что права казахстанцев на рынке товаров и услуг ежедневно нарушаются и основной поток претензий приходится на долю недобросовестных предпринимателей.
В частности через Telegram канал (s_romanovskaya) люди стали активнее заявлять о собственной позиции и требовать соблюдения личных прав. В этом большую роль играют как государство, так и НПО, работающие в сфере защиты прав потребителей.
«К примеру, в 2020-ом году, туристические агентства отказывались возвращать деньги за те туры, которые не состоялись в связи с пандемией, ссылаясь на то, что деньги перечислены партнерам за рубеж и их невозможно вернуть. Потребители проявили активность и вместе с нами смогли вернуть свои деньги в претензионном или медитативном порядке. В общей сложности, в 2020-ом году к нам обратились 8802 казахстанцев, и совместными усилиями нам удалось вернуть 403 073 378 тенге за некачественные товары и услуги», – отметила Светлана Романовская.
Автор: Ибрагим Аскар.