В 1992 году Детский фонд ООН ЮНИСЕФ организовал свою первую миссию в тогда еще молодой и независимый Казахстан для проведения оценки положения детей. В те времена не вели официальную статистику детского суицида, но это не означает, что проблемы не существовало. С каждым годом, Казахстан старается принимать действенные меры, для предотвращения данной проблемы в стране. Казахстанское правительство придает высокий приоритет борьбе с суицидом среди подростков и детей и активно внедряет разнообразные меры предотвращения. На сегодняшний день, мы можем увидеть результаты, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за период с 2000 по 2019 года Казахстан показал снижение уровня суицидов с 38.7 случаев до 17.6 на 100 000 населения. О том, какие меры были предприняты Казахстаном и ЮНИСЕФ и что еще необходимо предпринять, рассказала координатор программ развития подростков и молодежи Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Айгуль Кадирова, в интервью Topprss.kz.
Расскажите про программы ЮНИСЕФ. Какие меры были предприняты для предотвращения суицидов?
Стоит начать с того, что Правительство Казахстана считает суицид серьезной проблемой, затрагивающую молодое население. Мы тесно сотрудничаем с Правительством по профилактике самоубийств с 2011 года. В тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения, мы оказали финансовую и экспертную поддержку для проведения первого комплексного исследования суицида в Казахстане в 2012-13 годах. К примеру, в период с марта 2015 года по май 2017 года Государство при поддержке ЮНИСЕФ в Казахстане пилотировало «Программу укрепления психического здоровья и профилактики суицида среди подростков» в Кызылординской и Мангистауской областях. Программа включала в себя повышение осведомленности о психическом здоровье подростков 14-17 лет в школах и колледжах, обучение персонала школ и колледжей для выявления случаев высокого риска, наращивание потенциала работников служб охраны психического здоровья и работников первичной медикосанитарной помощи обеспечению направления уязвимых подростков к специалистам здравоохранения. При реализации мы сотрудничали с казахстанскими экспертами, а также старались привлекать ведущих мировых экспертов в области психического здоровья и профилактики суицидов. Правительство Казахстана активно предпринимает шаги для предотвращения этой проблемы. Развитие информационных кампаний, создание телефонных горячих линий, обеспечение психологической помощи в образовательных учреждениях, обучение педагогов и медицинских работников, а также сотрудничество с неправительственными организациями – все эти меры способствуют предотвращению суицида и обеспечению безопасности молодежи в стране.
Важно рассказать и про содействие развитию социально-эмоциональных жизненных навыков у подростков. Оно было признано стратегически необходимым подходом для профилактики суицидов среди детей двумя ведущими организациями в сфере изучения и превенции самоубийств:
- Всемирной организацией здравоохранения в Руководстве для стран по предотвращению самоубийств (2021 г.)
- Центом контроля заболеваний Министерства здравоохранения США в Ресурсе для действия по превенции суицидов (2022 г.).
Содействие развитию социально-эмоциональных жизненных навыков у подростков или Поддержка программ социально-эмоционального обучения – это подход, направленный на развитие и укрепление навыков общения и решения проблем, эмоциональной регуляции, разрешения конфликтов и навыков преодоления трудностей у детей и молодежи. Такие программы предназначены для развития пяти взаимосвязанных наборов когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций: самосознание, самоуправление, социальная осведомленность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений. Эти подходы рекомендованы для применения ко всем учащимся в конкретном классе или школе.
ЮНИСЕФ адаптировал для Казахстана программу обучения подростков раннего возраста (5-8 классы) социально-эмоциональным жизненным навыком с использованием комиксов «Необыкновенная Майя и ее друзья». В период с февраля по май 2022 года в партнерстве с Республиканским научно-практическим центром психического здоровья МЗ РК обучением было охвачено 1 392 школы, 1 540 школьных психологов и 125 296 учащихся. Школьные психологи и подростки дали исключительно положительные отзывы о занятиях.
В этом году планируем расширить программу обучения подростков социально-эмоциональным жизненным навыкам, а также запустить новую платформу, которая позволит подросткам и молодежи, даже из самых удаленных регионов Казахстан, получать онлайн-консультации психологов.
Что еще необходимо предпринять?
Достигнутые результаты и прогресс по снижению случаев суицидов можно сохранить и увеличить только с помощью комплексных межсекторальных усилий. Они должны включать: улучшение анализа ситуации, информационно-разъяснительные кампании, повышение квалификации соответствующих специалистов и мониторинга. Большое значение имеет также работа со СМИ в части ответственного освещения самоубийств, так как детальное описание метода совершения самоубийства, особенно, если этот акт был совершен известным человеком, может потенциально привести к росту числа случаев.
Помимо вышеназванные подходов, для подростков Казахстана ЮНИСЕФ рекомендует такие профилактические программы, как:
1) Программа информирования – универсального подхода, непосредственно направленного на общее население, в данном случае на подростков.
2) Определенные меры для групп высокого риска, особенно для злоупотребляющих алкоголем и несовершеннолетних правонарушителей. Такие меры должны включать в себя скрининг проблем психического здоровья среди данных групп населения и сопровождаться соответствующей деятельностью по укреплению потенциала для работников здравоохранения, в целях обеспечения их готовности.
Проблема суицида среди подростков и детей в Казахстане является серьезной и распространенной. Дети и подростки, страдающие от депрессии, тревожных расстройств, общественной изоляции или насилия, являются особенно уязвимыми и нуждаются в специализированной помощи и поддержке. Но в целом, по статистике видно продуктивность данных мер, поэтому мы будем продолжать работу в этом направлении.