Центральная Азия – регион, богатый природными ресурсами, однако одной из самых важных и противоречивых проблем, которая определяет благосостояние государств, является водная безопасность. В этой статье мы обратимся к мнению руководителя информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики» Максиму Крамаренко. Эксперт рассказал текущее состояние водных ресурсов в Центральной Азии и влияние интересов разных стран на эту проблему, в интервью Toppress.kz.
«Водная безопасность за последние годы вышла в число наиболее острых проблем как Центральной Азии в целом, так и Казахстана. К сложной экологической обстановке в Приаралье добавились такие сюжеты, как обмеление Каспийского моря, потери, которые несут две основные водные артерии региона – Сырдарья и Амударья, отсутствие значимых компромиссов при обсуждении вопросов деления гидроресурсов трансграничных рек. Тревожны и выкладки Всемирного банка», – рассказывает Максим Крамаренко.
Как отмечает эксперт, по оценкам Всемирного банка, к 2050 г. дефицит воды в Казахстане помимо прямых последствий для населения будет также иметь негативный эффект для экономики страны в целом – ВВП сократится минимум на 6%.
«Для того, чтобы справиться с этими вызовами требуются немалые средства, которых у государств региона, очевидно, не хватает. Отсюда вопрос о возможности и эффективности «включения в игру» внешних акторов. Закрепиться в водохозяйственном комплексе Центральной Азии в складывающихся непростых условиях стремятся многие. Через реализацию долгосрочных специализированных программ, например, действуют США и западноевропейцы (как показывает практика, итоги уже завершенных проектов сложно назвать успешными). Под благовидным лозунгом «помощи» предпринимается попытка установить контроль над гидроресурсами региона, а также изменить здесь нормативно-правовую базу регулирования водопользования по западным лекалам (наглядный пример – привлечение экспертов Германского общества по международному сотрудничеству «GIZ» к разработке законодательства Казахстана в природоохранной сфере)», – выделяет Руководитель информационно-аналитического центра.
Эксперт рассказал и про инициативу Агентства США по международному сотрудничеству «USAID» по управлению водными ресурсами и окружающей среде в ЦА, в рамках которой в т.ч. ведется озеленение северной части Приаралья.
«Согласно информации Исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в РК, в этих целях в конце марта 2022 г. акиматом Кызылординской области одобрено выделение USAID 500 гектаров из резерва земель лесного фонда. С учетом послужного списка USAID возникают закономерные сомнения, будет ли использоваться по назначению столь обширная безвозмездно предоставленная территория нашей страны. Едва ли Вашингтон исключительно «по доброте душевной» хочет включиться в восстановление экосистемы Приаралья», – делится своим мнением Максим Крамаренко.
Отмечая географический фактор, ЕС и США намного выгоднее сотрудничать с Китаем или же Россией. Как отмечает эксперт, данные программы на получения рычагов влияния на ЦА, для продвижения своей экономической политики.
«Как представляется, находящиеся весьма далеко географически американцы и европейцы едва ли так уж заинтересованы в урегулировании наших водных проблем (в качестве партнеров на данном направлении более естественным, а потому предпочтительным выглядит сотрудничество с Россией и Китаем). Зато получить очередной рычаг влияния на Центральную Азию и Казахстан в частности за счет «привязки» к своим программам, чтобы иметь возможность продвигать собственную политическую и экономическую повестку, весьма заманчиво», – заключает эксперт.