• Последние
«Ybyrai mektebi» – Оазис казахской степи

«Ybyrai mektebi» – Оазис казахской степи

2024/10/30 12:50
Пример HTML-страницы
Свыше 31 тысячи иностранных студентов обучаются в Казахстане

Свыше 31 тысячи иностранных студентов обучаются в Казахстане

2025/05/20 10:53
«Собачий кайф»: в Актау ребёнок получил сотрясение из-за опасной игры

«Собачий кайф»: в Актау ребёнок получил сотрясение из-за опасной игры

2025/05/20 10:13
Мониторинг воздуха и проверка на УК ТМК: факты и данные

Мониторинг воздуха и проверка на УК ТМК: факты и данные

2025/05/20 09:44
Почему от стресса появляется седина – дерматолог

Почему от стресса появляется седина – дерматолог

2025/05/19 21:32
Тайны мотивации миллионеров, которые перевернут ваше мышление

Тайны мотивации миллионеров, которые перевернут ваше мышление

2025/05/19 19:05
«Весна ветеранов» – в Астане проходит фестиваль творческих коллективов

«Весна ветеранов» – в Астане проходит фестиваль творческих коллективов

2025/05/19 18:40
Поместится вдвое больше вещей — крутой лайфхак для туристов

Поместится вдвое больше вещей — крутой лайфхак для туристов

2025/05/19 18:00
Что дать ребенку с собой в летний лагерь: советы экспертов

Что дать ребенку с собой в летний лагерь: советы экспертов

2025/05/19 17:04
Завершено строительство линейной части газопровода «Талдыкорган-Ушарал»

Завершено строительство линейной части газопровода «Талдыкорган-Ушарал»

2025/05/19 16:49
Врач дал советы, как действовать, если подскочило давление

Врач дал советы, как действовать, если подскочило давление

2025/05/19 16:07
Погоня в Семее: пьяный угонщик пытался скрыться от полиции

Погоня в Семее: пьяный угонщик пытался скрыться от полиции

2025/05/19 15:29
Теннисист Александр Бублик стал победителем турнира в Италии

Теннисист Александр Бублик стал победителем турнира в Италии

2025/05/19 15:03
  • 18+
  • Наши контакты
  • О портале
  • Политика конфиденциальности
25/05/20/11:02
Toppress.kz
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Сказано – сделано
  • Еще
    • Интересное
    • Рейтинги акимов
    • Культура
    • Общество
    • Военная журналистика
    • Авто
    • Репортаж
    • Экология
    • Мнение со стороны
No Result
View All Result
Toppress.kz
No Result
View All Result

«Ybyrai mektebi» – Оазис казахской степи

2024/10/30 12:50

Пример HTML-страницы

В селе Құлынжон Восточного Казахстана, в 160 км от Өскемен, находится уникальная школа «Ybyrai mektebi», где обучение построено на уважении к каждому ученику и поощрении творческой свободы. Здесь дети учатся в атмосфере доверия: вместо строгих запретов, таких как «не бегай по коридорам», им предоставляют свободу, ведь каждый ребёнок — первооткрыватель, а мир — пространство для его открытий. Этот подход принес впечатляющие результаты — уровень знаний школьников вырос с 50% до 100%. Цель школы — поделиться уникальной методикой обучения с другими сельскими школами и повысить уровень образования в Казахстане. Наш фотокорреспондент побывал здесь и встретился с директором Аралбеком Берікұлы, который рассказал о зарождении проекта и будущем «Ybyrai mektebi», передает Toppress.kz.

Вот так сейчас выглядит школа «Ybyrai mektebi» на фоне небольшого села с населением всего 700 человек. Ремонт здания был проведен только в 2016 году, до этого школа находилась в плачевном состоянии и рисковала закрыться. Теперь же эта школа и её первопроходцы-учителя войдут в историю как первая сельская школа с инновационным подходом к образованию.

Школа села Құлынжон до ремонта в 2016 году.

Школа, построенная в 1966 году, нуждалась в ремонте — всё было ветхим и устаревшим. Спустя пятьдесят лет, она наконец-то получила шанс на обновление и развитие. Один из учителей написал письмо Айдыну Рахимбаеву с просьбой о помощи. В письме описывалось, что крыша школы протекает, с окон сильно дуло, отопление зимой замерзает, учителям приходится прогревать помещения, школа тёмная, холодная, со старым оборудованием и партами. В ответ на письмо Рахимбаев решил полностью обновить школу. В мае 2016 года начались ремонтные работы: всё выносилось — крыша, окна, полы, оставались только несущие стены, как каркас школы. Жители волновались, что дети не смогут пойти в школу к сентябрю, но в сентябре Айдын Рахимбаев прилетел на вертолёте и торжественно открыл обновлённую школу, перерезав ленту.

Несмотря на новый ремонт, современное оборудование и обновлённый внешний вид, оставался главный вопрос — качество образования, которое было в удручающем состоянии. Школа находилась на грани закрытия, сталкиваясь с серьёзными проблемами: ученики пятого класса не знали таблицу умножения, а старшеклассники не могли справиться с задачами уровня шестого класса. Айдын Рахимбаев принял решение взять школу под опеку и помочь поднять уровень знаний школьников. Так родился проект «Ybyrai mektebi», инициированный фондом Aidyn&Anar Rakhimbayev Foundation при сотрудничестве с Michigan State University (MSU) — одним из лучших университетов мира в области педагогики. С 2016 по 2022 год в школе сменилось около пяти директоров, но значительных академических изменений так и не произошло. Организация поездок для учеников и учителей в столицу и культурные мероприятия не помогали. Айдын Рахимбаев стремился к более системным улучшениям в сельском образовании, что и подтолкнуло его к публикации поста в соцсетях о поиске нового директора и поддержке проекта. Этот пост случайно увидел Аралбек Берікұлы, и этот момент изменил не только направление развития школы, но и жизнь самого Аралбека.

– Я родом из Актобе, и судьба привела меня с запада Казахстана на восток, – рассказывает директор Аралбек Берікұлы. В 19 лет, как студент из многодетной семьи, я вынужден был искать подработку: стипендия в 7500 тенге едва покрывала расходы. Победа на олимпиаде помогла мне поступить на механико-математический факультет МГУ, и по программе я должен был учиться 2 года в Астане, а затем 3 года в Москве. Однако уже после первого курса я понял, что для покрытия базовых потребностей придётся самостоятельно зарабатывать. Поскольку я окончил физико-математическую школу, мне хотелось использовать свои знания, и, следуя совету друзей, я устроился в частный образовательный центр, где мне доверили одну группу одиннадцатиклассников. Через месяц эти ученики захотели видеть меня как основного преподавателя. Этот момент стал поворотным для меня: я осознал, что моё место — в образовании. Вскоре я уже преподавал 150 ученикам, проводил тесты и помогал им осваивать материал, и это утвердило меня в мысли, что я выбрал правильный путь. Постепенно я развивал образовательные инициативы, открыв собственный центр, записывая бесплатные видеоуроки для сельских школ и разрабатывая авторские учебные пособия. После пандемии меня пригласили занять позицию заместителя председателя в РФМШ, где я начал работу с учителями, веря, что обучать учителей — значит подготовить больше учеников: если 100 учителей смогут обучить по 100 детей, то польза от моей работы умножится многократно. Через несколько месяцев Айдын Рахимбаев объявил о поиске директора для одной из сельских школ, и я сразу понял, что хочу принять участие в этом проекте. Моя цель — создать систему, которая будет развивать сельские школы, независимо от финансирования, и которую можно будет внедрить по всей стране.

– Когда я увидел пост Айдына Рахимбаева, почувствовал настоящий “сигнал от сердца”. Уже собрался выходить из дома, обулся, но, прочитав его сообщение на смартфоне, сразу разулся, подошёл к компьютеру и отправил своё резюме. И после этого началась череда неожиданных событий. Мне предложили должность директора столичного филиала РФМШ (Республиканской физико-математической школы) и престижную позицию преподавателя математики в Дубае. В ОАЭ, которые предлагали очень хорошую заработную плату — около 5 000 долларов, бесплатное жильё, автомобиль, места в детском саду для двоих детей и обучение ещё двоих в школе. Одновременно я успешно прошёл собеседование на должность сельского директора. Передо мной стоял выбор: успешная жизнь с комфортом или возможность изменить мир и дать детям из села качественное образование.

– Я уже точно знал, что выберу второе, так как всегда болел и переживал за сельских ребят. Но мне нужно было, чтобы мама прочитала «бата» перед дорогой. А она всё ещё хотела, чтобы я выбрал ОАЭ. Тогда я приехал к ней и сказал, что видел сон, в котором отчётливо понял, что должен выбрать работу в сельской школе. Объяснил ей, что все остальные предложения — работа за границей или должность директора в Казахстане — будут актуальны и в будущем. Если даст Бог здоровья, эти возможности никуда не исчезнут, и, возможно, станут ещё более значимыми, если я успешно завершу этот проект. Но когда-нибудь в 50 лет я могу пожалеть, что не воспользовался шансом помочь сельскому образованию. Я добавил: “Мама, многие покидают страну, уезжают за границу, в том числе умные, ценные специалисты. Если все будут уезжать, кто останется, чтобы поднимать нашу страну?” После этих слов она согласилась: “Жақсы, балам” и благословила меня. Напоследок она спросила: “Ты ведь не знаешь, куда едешь, не представляешь, что значит жить в селе?”

– Адаптация к сельской жизни поначалу давалась непросто. Привыкнув к городской суете, я тосковал по привычным вещам — в селе у нас всего 186 домов, школа, несколько кафешек и магазинов. Здесь нет аптек, суши-баров, караоке, клубов и прочих городских развлечений. Иногда накатывала ностальгия, и поначалу мы с моей большой семьёй уезжали на каждые каникулы в город, чтобы провести время с друзьями и погрузиться в привычный ритм. Но теперь всё изменилось. Сейчас я наоборот избегаю города. Когда приезжаю в Астану и застреваю в пробке, не понимаю, зачем час сидеть в машине, дышать выхлопными газами среди бетонных джунглей. Здесь, в селе, у меня свежий воздух, звёзды над головой и полная тишина, которая стала для меня особенно ценной. Поздно вечером, выходя из школы, я чувствую несравнимое ощущение спокойствия, забытое в городах. На каникулах я предпочитаю оставаться здесь, в город едем только по необходимости. Натуральная еда, отсутствие привычки к фастфуду и газировкам — всё это отошло на второй план. На первом теперь — свежий воздух и простота. Это более осознанный и здоровый образ жизни, который мне по-настоящему по душе.

— Но вернемся к нашей школе. После одобрения моей кандидатуры на должность директора сельской школы в январе я отправился в село. Со мной были два коллеги — учитель математики и тренер, который также организовывал speaking club по английскому. В середине учебного года, с началом третьей четверти, я официально возглавил школу, и здесь началась совершенно новая история. Внешне здание было отремонтировано, условия казались хорошими, но обстановка оставалась удручающей. Я столкнулся с серьёзными проблемами: коррупцией, распитием алкоголя учителями прямо в здании школы, празднованием дней рождения всего коллектива в школьной столовой. Пропадали школьные ресурсы — домбры, компьютеры — и никто не занимался расследованием этих пропаж. Одной из самых серьёзных проблем была культура общения: дети постоянно подвергались крикам со стороны сотрудников, начиная с вахтёров и заканчивая учителями и администрацией.

– Ситуация в сельских школах — следствие кадрового дефицита и недостаточной квалификации педагогов. Хотя сельским учителям положена 25% надбавка, многие остаются лишь ради зарплаты, не вкладываясь в обучение. Стартовые зарплаты здесь — от 250 000 тенге и могут доходить до 600 000 тенге за одну смену, однако часто встречаются сотрудники с заочными или купленными дипломами, что усугубило проблему образования детей. Пример — класс по математике, который я принял: ученики уже были в 8-м классе, а уровень их знаний соответствовал третьему — они только осваивали таблицу умножения. Самые продвинутые ученики знали дроби — это уровень пятого класса. На момент моего приезда в школе было около 120 учеников, и стало ясно, что нас ждёт серьёзная работа для улучшения ситуации и повышения уровня образования. Моей задачей было выровнять их знания до необходимого уровня, изучив программу за 5, 6, 7 и 8 классы, чтобы выйти на курс алгебры и геометрии, о котором они даже не слышали, хотя он начинается с 7 класса.

– Сейчас, спустя два года работы, вы видите совершенно иной результат. Курение и распитие напитков запрещены даже за пределами школы, в соответствии с Законом о статусе педагогов. Учителя теперь знают, что обязаны соблюдать честь профессии не только на работе, но и в повседневной жизни. Я регулярно напоминал коллективу, что именно учитель играет ключевую роль в достижениях школы, способствуя либо росту учеников, либо их регрессу. Мы могли бы полностью сменить коллектив и пригласить квалифицированных специалистов из города, но такая стратегия не подходила: наша цель — создать модель, которую можно масштабировать на другие сельские школы с ограниченными ресурсами государственного обеспечения. Вместо этого мы сосредоточились на методике, которая позволяет заменить максимум троих сотрудников — директора и двух учителей-предметников — сохраняя 95% коллектива. С учителями мы проводили мастер-классы, тренинги, а также регулярные встречи. По результатам примерно 20% учителей стали лояльнее и стали развиваться, включая в привычку чтение книг, ведь если учитель не развивается, он не может вдохновить и обучить своих учеников.

– Наша цель — воспитывать детей на положительных примерах. В казахской культуре есть понятия «тәрбие көрген» (человек, видевший воспитание) и «тәрбие көрмеген» (тот, кто не видел). Воспитание — это не только слова, это пример, который ребёнок видит и повторяет. Если учителя ведут себя неподобающе, ученики начинают воспринимать это как норму. Даже если на уроках педагоги говорят о высоких ценностях, их слова теряют силу, если они противоречат собственному поведению. На этих примерах нам удалось наладить дисциплину и создать атмосферу уважения к профессии учителя, что, надеюсь, принесёт свои плоды.

– Простое понимание того, что дети должны расти не только академически, но и творчески, и физически, помогло изменить подход. Учителя начали понимать: для них, как для родителей и педагогов, такой подход тоже выгоден. Мы прекратили крики на детей, стали организовывать кружковую деятельность и мероприятия, создавая поддерживающую среду. Однако проблема сохранялась — молодые педагоги опасались, что с моим уходом школа вернётся к старым методам, и пытались угодить всем. Эта сложность характерна для сельских школ, где коррупция нередко мешает развитию талантов. Например, ученику, сдавшему пустой лист на олимпиаде, могли дать первое место из-за связей его учителя. Такой подход приводит к деградации сельского образования, оставляя реальные таланты без поддержки. С моим приходом всё изменилось: никаких поблажек, связей с определёнными организациями, партиями или подписок на газеты.

– Мы также начали давать свободу детям. Теперь ученики могут свободно заходить к директору, делиться своими мыслями и предложениями. Раньше, когда детей вызывали в кабинет директора, это всегда означало наказание, и ученики уходили в стрессе. Теперь они могут открыто рассказывать о своих идеях, предлагать проекты и получать поддержку. Учителя тоже имеют возможность выступать с инициативами и получать полное одобрение. Привычка старших подавлять учеников авторитарным тоном постепенно исчезает. Теперь детям разрешено бегать по коридорам во время перемен. Они сидят в классе по 45 минут и заслуживают возможности свободно двигаться и быть детьми.

– Дети в школе стали более раскрепощёнными, их глаза горят. Когда приезжают гости из других школ или из районного отдела образования, они иногда удивляются тому, что дети могут пробежать мимо и не поздороваться. Я объясняю им, что дети не обязаны воспринимать каждого взрослого как кого-то значимого в их мире. Для ребёнка человек в форме или с должностью может быть лишь элементом фона, как дерево или динозавр, особенно если ребёнок глубоко погружён в свои мысли. Мы учим детей приветствовать всех взрослых, но с уважением к их естественному развитию и восприятию.

– Мы готовим новое поколение, начиная с младших классов, так что, по сути, создаём инновационную казахскую школу будущего, адаптированную к нашей степи. Наша цель — сделать это системой, которую можно будет масштабировать. Как я уже упоминал, для следующей школы достаточно всего трёх ключевых сотрудников: директора и двух предметников. Мы готовим команду здесь, на базе «Ybyrai mektebi», где следующим этапом станет строительство интерната для старшеклассников. Планируем набрать классы 9, 10 и 11, чтобы в каждом было по 25 учеников, и привлечь ещё больше учителей, сильных специалистов из городов.

– В перспективе наш проект «Ybyrai mektebi» станет совместной инициативой, направленной на развитие сельских школ, чтобы сельские ученики могли получить качественное образование и внести свой вклад в будущее Казахстана. Они — наш главный ресурс и надежда на развитие страны. Я осознаю, что в Казахстане около 7 500 государственных школ, и 70% из них расположены в сельской местности. Всё, чего мы достигли за три года, — только начало, и система требует дальнейшего усовершенствования. Мы строим новый корпус, приглашаем больше учеников и учителей, чтобы в ближайшем будущем добиваться ещё лучших результатов.

– Нас также поддерживает команда из Мичиганского университета, который занимает лидирующие позиции в мире в области педагогического образования. Профессора, приезжающие к нам, работают над улучшением читательской грамотности начальных классов и цифровой грамотности среди педагогического состава. Один из преподавателей, профессор Хартман, обучает наших учителей использованию технологий в образовании, что значительно облегчает их работу. Кроме того, они помогают в развитии лидерских навыков, чтобы наши учителя могли стать авторами методических пособий и учебников — чего раньше в сельских школах не было.

– Я занимаюсь образовательным лидерством в Мичиганском государственном университете, – рассказывает профессор БетсЭнн Смит,и моя работа сосредоточена на подготовке школьных руководителей, которые способны влиять на системные изменения и поддерживать молодёжное лидерство. Два года назад меня пригласили в Казахстан для обмена опытом с коллегами из школ BINOM, и именно тогда я познакомилась с Аралбеком. С тех пор меня и некоторых коллег несколько раз приглашали сюда, в школу «Ybyrai mektebi», чтобы помочь школе в развитии. Это уже наш третий визит, и каждый раз мы с коллегами поражаемся позитивной культурой школы: дети здесь счастливы, а их отношения с учителями действительно доверительные и искренние. Нашей задачей здесь является помощь в укреплении практик грамотности и поддержка школы в её стремлении к развитию, в её готовности включать новые идеи и подходы для лучшего будущего.

— В этой школе я работаю с 1985 года, — рассказывает преподаватель труда Самархан Демесинов. — Общий стаж у меня 42 года, родился и вырос в этом селе, закончил здесь же школу и продолжаю работать. Я считаю, что наша школа — одна из лучших среди сельских в районе, возможно, даже в области. Когда начался ремонт, мы изначально просили Айдына Жумадиловича только заменить окна, так как работать было невозможно: зимой дети сидели в куртках и полушубках из-за холода. Но вместо этого начался капитальный ремонт, и теперь школа полностью преобразилась. Сегодня дети могут заниматься без верхней одежды, в помещениях тепло, созданы отличные условия. Я не раз выражал благодарность нашему выпускнику Айдыну Жумадиловичу за его неоценимую поддержку.

– Обстановка в школе значительно улучшилась, и это чувствуется. От администрации до учителей — все стараются поддерживать высокий уровень обучения и воспитания детей. В школе есть всё необходимое оборудование и инструменты. Если чего-то не хватает, руководство быстро закупает. Детям интересно работать, они с удовольствием приходят на занятия. В первой четверти у них — визуальное искусство: младшие классы рисуют и делают простые изделия, например домики. Со второй четверти начинается работа с древесиной, в третьей — обработка металлов, а в четвёртой четверти ребята переходят к электротехническим работам с приборами. На уроках информатики дети изучают не только основы компьютера, но и робототехнику, а также работают с 3D-принтерами.

— Благодаря экспериментальному проекту наша школа преобразилась и стала учреждением республиканского уровня, — рассказывает преподаватель географии Есімбек Кунафин. — Основное отличие нашей школы — переход от традиционного репродуктивного обучения к конструктивному, где дети активно учатся, создавая свои знания. Это оказывает огромное положительное влияние на их успехи. Оба моих ребёнка тоже окончили эту школу: один из них, закончив военный институт, сейчас служит офицером в звании майора, а второй стал студентом Гарвардского университета и сейчас стажируется на Мальдивах. Я желаю всем нашим ученикам больших успехов и надеюсь, что школа воспитает ещё много талантливых и сильных выпускников.

– Эта экспериментальная школа основана на концепции бесшовного образования, где дети плавно переходят из детского сада в школу, а затем готовятся к поступлению в университет, имея крепкие академические и социальные навыки, — делится Эльмира Карманова, сооснователь и генеральный директор проекта «Комьюнити». Для поддержки этого подхода школа не только предоставляет общежитие для учителей, но и развивает комьюнити-центр. Этот центр задуман не только для досуга школьников и проведения совместных мероприятий с родителями, но и как место, где местные активисты и жители могут обсуждать и решать социальные вопросы. Школа становится центром саморазвития для всего села, поскольку, будь то Құлынжон или любое другое село Казахстана, именно школа остаётся единственным пространством, способствующим личностному и социальному росту. Комьюнити-центр в Құлынжоне стремится к простым, но важным целям — устойчивому развитию и вовлечению местного сообщества. Здесь могут собираться родители школьников, дедсадовцы, волонтёры и активисты, которые через совместные проекты, будь то экодвижение или кулинарные мастер-классы, начинают преодолевать инертность и формировать навыки ответственности.

– На международных примерах видно, что продуманное и доступное пространство, подобное этому, может сначала объединить школьное сообщество, а затем — поддержать развитие всего поселения. Вовлечения всех жителей и не требуется: достаточно и 10% населения. При численности села в 700 человек, 70-80 активных участников — это уже серьёзная сила, способная дать толчок для роста. И есть конкретные примеры: за два года в селе Құлынжон прошло более 400 мероприятий и программ, и хотя бы один эффект комьюнити-центра — пять семей, изменивших подход к социальной жизни, благодаря поддержке стали активнее и более ответственными. Когда в безопасной и демократичной среде создаются условия для саморазвития, происходит много позитивных изменений. Важно, чтобы регионы Казахстана стали источником внутренних преобразований, а не только ждали поддержки извне. Сегодня основной поток ресурсов сосредоточен в крупных городах, из-за чего малые населённые пункты выпадают из зоны прогресса, и люди ищут возможности за рубежом. Наша цель — дать жителям региона уверенность в будущем и возможность строить его на родной земле, создавая безопасную и поддерживающую среду, где можно уверенно воспитывать детей и видеть вокруг себя живое, активное сообщество.

— Наша амбициозная цель — создать такие условия, при которых сельские школьники смогут поступать в Назарбаев Университет, а также в ведущие мировые университеты, такие как Гарвард или Оксфорд, напрямую, без необходимости перехода в НИШ или КТЛ, – говорит  директор Аралбеком Берікұлы. Мы стремимся доказать, что качественное образование возможно получить в сельской школе, учась в ней с первого по одиннадцатый класс. Наша задача также в том, чтобы обучить новых директоров и учителей, которые смогут поддерживать и распространять эту модель. Если каждый год мы будем готовить команды из трёх учителей, то уже через несколько лет сможем охватить значительную часть сельских школ и вывести их на новый уровень. Конечно, предстоит адаптировать систему и проработать детали, но я уверен, что мы движемся в правильном направлении.

– Результаты ЕНТ с момента моего приезда значительно улучшились. В первый год средний балл был 53, затем 57, а на январском ЕНТ 2024 года он составил уже 89 баллов. На выпускном ЕНТ этот показатель достиг 102 баллов, почти удвоив начальный результат. В следующем выпуске мы планируем достичь среднего балла 110 и обеспечить поступление в Назарбаев Университет и зарубежные вузы. Кроме того, одна ученица из нашей школы поступила в престижную программу “Айқанат” и ещё трое — в специализированные областные школы “Дарын”.

– К счастью, сейчас появляются единомышленники. Я знаю, что есть учителя, которые, окончив зарубежные программы, возвращаются в сёла. Недавно видел ролик об одном таком учителе, который развивает не только государственную, но и частную сельскую школу. Это вдохновляет, потому что такие инициативы только набирают обороты. Молодая кровь, поддержка будущих учителей через специальные программы — всё это придаёт уверенность, что сельское образование в Казахстане будет становиться лучше.

Автор: Qarlyğaş Nūr Jan

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Лайк

Казахстанский мультимедийный портал-агрегатор новостей. Агентство представлено на ключевых контентных платформах: интернет и социальные сети. Мы представляем главные новости Казахстана, СНГ и мира. Информационный портал TopPress.kz - это финансовые, экономические, политические новости Казахстана, аналитика, рейтинги, выводы и прогнозы, курсы валют и рынки ценных бумаг, драгоценных металлов, сырьевых и несырьевых ресурсов, новости банков, бирж, компаний.

Сайт создан компанией «Digital idea»

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

No Result
View All Result
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Общество
  • Интересное
  • Авто
  • Спорт
  • Медицина
  • Спасатели
  • Репортаж
  • Коронавирус
  • Личность
  • Военная журналистика
  • Криминальные новости
  • Экология
  • Культура
  • ЧП
  • Архив

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

Total
0
Share