Поправки и изменения в Конституцию, которые будут рассматриваться на предстоящем референдуме разъяснил политолог Андрей Зубов у себя на странице в Facebook, передает Toppress.kz.
Что будет с президентом Казахстана? Друзья! Ко мне в личку до сих пор приходят вопросы о предстоящем референдуме, особенно в части отказа от суперпрезиденской формы правления. Действительно, поправки в Конституцию значительно ограничивают полномочия главы государства. Давайте попробуем во всём разобраться, – пишет автор.
Отметим, что согласно новым поправкам, будет установлен законодательный запрет для близких родственников президента занимать руководящие должности в госорганах и субъектах квазигоссектора.
То есть теперь ни зятья, на племянники, ни дочери, ни братья, ни сваты, не смогут возглавить, например, подразделения «Самрук-Казына» или стать акимом города (области, района, аула и пр.). Они не смогут занять пост начальника какого-либо уровня в полиции, в таможне, прокуратуре и других госструктурах. Согласитесь, для страны, в которой много лет принцип управления строился по родственным отношениям, это непривычно. Но я вас уверяю – когда мы привыкнем, то осознаем, в каком искривленном мире нам приходилось жить до этого, – сообщил Зубов.
Поправками также предполагается, что Президент РК лишается права отменять или приостанавливать акты акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Также глава государства не сможет освобождать от должности акимов районов и городов областного значения, района в городе, города районного значения, села, посёлка, сельского округа.
То есть, региональная власть возносится на новый уровень самостоятельности, который сегодня трудно представить. Мало того, президент больше не сможет прямо назначать акимов городов и областей. Он будет обязан представить на рассмотрение маслихатов, как минимум, две кандидатуры на пост акима. Что ещё? Ещё будет законодательно запрещено членство президента РК в политических партиях в период осуществления им своих полномочий. Ещё президент будет назначать не 15 сенаторов, а 10. Ещё президент не сможет единолично назначать председателя Высшего судебного совета (как сегодня). Он сможет это делать только по согласованию с сенатом, – утверждает Зубов.
Как можно заметить, Президент существенно снижает свое влияние на все ветви власти – законодательную, судебную и исполнительную. Это означает тот самый переход от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской.
Само собой, что предлагаемые реформы делают невозможным культ личности, передачу власти по семейным и династийным принципам, о которых много говорилось еще три года назад.
И, наконец, последнее. Многим революционно настроенным гражданам не нравится кажущаяся медлительность политических реформ. Хочется, чтобы изменилось сразу всё – одним махом и одним днём. Вот как на это смотрит сам инициатор реформ – К.Ж.Токаев. «Комплексная трансформация страны ведёт к объективному росту политической активности граждан, которая зачастую сопровождается усилением популизма и преднамеренными спекуляциями на социальных ожиданиях со стороны различных деятелей. В нашей стране должна укорениться культура высокой политической ответственности. Именно такая культура выступает главным фактором в противодействии радикализму и популизму в политической сфере. Чего, к сожалению, у нас сейчас в избытке», – резюмировал автор.
Данный постулат нуждается в постоянном и доходчивом разъяснении среди граждан, особенно среди молодежи. Общереспубликанский референдум станет важной точкой отсчета в построении Нового Справедливого Казахстана».