Тема религии занимает ключевое место в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах. В последние годы ее актуальность только растет в связи с тем, что именно средства массой информации используются международными преступными организациями, которые преследуют свои корыстные интересы, передает корреспондент Toppress.kz.
Из-за слабой информированности журналистов в вопросах религии и их повышенного интереса к вопросам терроризма, террористическим организациям легче всего вовлекать представителей масс-медиа к ретрансляции террористических и экстремистских идей.
Об основных принципах освещения темы религии в средствах массовых информации рассказала религиовед и культуролог, член республиканской информационно-разъяснительной группы в сфере религии "Рекомендуемые ориентиры для освещения деятельности религиозных организаций Республике Казахстан" Салтанат Алимкулова.
Ошибки, неверное толкование различных религиозных терминов и вопросов могут оказать негативное влияние на восприятие публикуемых материалов, создать условия для социальных противоречий на религиозной почве, спровоцировать сомневающихся лиц к участию в экстремистской и террористической деятельности, – отметила Алимкулова в своей речи в ходе семинара-тренинга для представителей СМИ, освещающих вопросы религии в Казахстане.
Ключевые информационно-содержательные приоритеты работников новостной индустрии, специализирующихся на освещение вопросов в сфере религии:
1) "Казахстан является демократическим, светским и правовым государством". Государственные решения в Казахстане принимаются на основе интересов всего общества. В настоящее время в стране действуют около 3,5 тысяч религиозных объединений, представляющих восемнадцать конфессий, и все они равны в правах и обязанностях перед Конституцией и законами.
К сожалению, наши масс-медиа пока не готовы полноценно различать подготовленные экстремистами скрытые информационные посылы террористических организаций. Иногда при подготовке новостного видеоряда средства массовой информации добиваются определенной зрелищности. Между тем, освещение в негативном свете вопросов терроризма, цель которго благородна – формирование в обществе недоверия к действиям радикальных структур, иногда приводит к выбросу информации, напротив, пропагандирующей терроризм, – отмечает религиовед.
По словам экспертов, размещение подобных материалов лишь способствует пропаганде деятельности террористических организаций, радикализации верующих в Казахстане и формированию у них намерений участвовать в вооруженных конфликтах за рубежом и внутри страны, чего и добиваются идеологи международного терроризма.
Учитывая, что средства массовой информации являются не только каналом трансляции информации, но и мощным инструментом влияния на сознание граждан, активным участником общественно-политических процессов, включая вопросы религии, важно четко понимать и определить какой именно спектр вопросов можно освещать в средствах массовой информации, какие нарушения закона это может повлечь или негативный общественный резонанс, и международную или межконфессиональную разрозненность.
В этой связи важно содействовать правовой и религиоведческой грамотности населения, которые являются эффективным инструментом формирования устойчивого инструмента к деструктивной и экстремистской идеологии, распространяемой под прикрытием религии.
Именно поэтому Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан в этих целях сбалансированной публикации и афиширования информации рекомендует выстраивать редакционную политику следующим образом:
Уважать и понимать обряды, традиции и внутренние правила религиозных общин при сборе, подготовке и выпуске информационных материалов.
1. Не связывать с государственной политикой в сфере религии участие в военных конфликтах отдельных людей.
2. Разъяснять о преступном характере участия на стороне террористических организаций за рубежом, именуемых себя оппозицией.
3. Помнить о конституционных- гарантированных правах защиты и покровительства гражданами за пределами Казахстана.
4. Предостерегать граждан Казахстана от посещения и пребывания в странах с повышенной степенью кризисной ситуации и террористической опасностью.
5. Не подогревать потенциальных интерес граждан Казахстана к выездам в зоны боевых действий.
6. Акцентировать особенное внимание на заблуждение граждан Казахстана, принимающих участие в вооруженных конфликтах за рубежом.
7. Отказываться от терминов "религиозные программы", "религиозные материалы". Необходимо употреблять понятие "программы о религии", "материалы о религии", обозначая светскость и нейтралитет того или иного публикующего издания.
8.Рассказывать обо всех аспектах религиозной жизни, включая ее социальные аспекты, прежде всего, с научной точки зрения: социологической, исторической, политологической.
9. Светским средствам массовой информации не стоит пользоваться религиозной риторикой и терминами.
В условиях новой реальности, когда терроризм и экстремизм охватили весь мир, необходима максимальная активизация в противодействии распространению радикальной идеологии, идеологии деструктивных религиозных течений путем подготовки и размещения материалов, раскрывающих пагубность и дискредитирующих эти идеологии, знакомящих с основами традиционного для населения Казахстана ислама и содержащих тезисы о необходимости уважения духовно-культурных и исторических ценностей народа Казахстана.
Важной составляющей информационной работы являются ее формы и методы. С учетом этого целесообразен следующий алгоритм работы.
Во-первых: с целью охвата еще большей аудитории создание привлекательных и понятных для широких слоев населения информационных материалов в таких форматах, как ток-шоу, дискуссионные площадки, журналистские расследования по конкретным инцидентам или часто повторяющимся негативным явлениям в сфере религии. При этом они должны готовиться при участии серьезной экспертной поддержки.
Второе: организация ярких и запоминающихся выступлений на тему религии, как в печатных, так и в электронных средствах массовой информации, известных личностей, знаковых и авторитетных фигур из числа творческой и научной интеллигенции. Это могут быть представители Ассамблеи народа Казахстана, лидеры молодежных движений, руководители ведущих учебных заведений, деятели культуры и искусства, известные журналисты, лидеры общественного мнения и так далее.
Третье: целевое освещение информационно-разъяснительных мероприятий государственных органов, общественных институтов и региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религии в средствах массовой информации (яркие выступления докладчиков, высказывания спикеров). Целесообразно создание тематических разделов, посвященных профилактике терроризма и религиозного экстремизма.
Сегодня во всём мире возрастает угроза терроризма и экстремизма. Казахстан заявляет о поддержке коллективных усилий в деле противодействия глобальной террористической угрозы в соответствии с нормами международного права подтверждает готовность вести Непримиримую борьбу с этим узлом.
Принята Государственная программа по противодействию религиозным терроризму и экстремизму, которая Координируется антитеррористический центром.
Первый Президент Казахстана Елбасы Нурсултан Назарбаев на общих дебатах семидесятой сессии Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций, Состоявшейся 29 сентября 2015 года, отметил тот факт, что опасность угрозы терроризма и насильственного экстремизма набрала большие обороты и стала проблемой глобального масштаба. В связи с этим им было предложено создать под эгидой Организации объединенных Наций единую мировую сеть противодействия международному терроризму и насильственному экстремизму. В целях осуществления данной задачи он призывал разработать и принять всеобъемлющий документ Организации объединенных Наций о пропаганде контр-терроризма.
Освещение чрезвычайных ситуаций, связанных с религиозным экстремизмом
Как правило, При планировании и совершении террористических акций, субъекты их подготовки и осуществления одной из твоих целей ставят прорыв в широкой общественной аудитории. И в этой ситуации журналисты, освещающих подобного рода вопросы, становится не только рассказчиками, но и активными участниками этих событий.
В первую очередь, журналистам необходимо разоблачать перед читателями, радиослушателями, телезрителями способы маскировки всех до религиозных, истинных террористических устремлений под внешне увлекательные лозунги защиты прав человека, укрепление демократии, обеспечение национальных, социальных и иных вопросов.
Практика зарубежных стран последнего времени позволила разработать следующие рекомендации:
Масс-медиа и непосредственно сами представители новостной индустрии берут на себя обязанность в обязательном порядке соблюдать действующее законодательство о массовых медиа и о контр-терроризме; постоянно быть осведомленным в том, что публикации в средствах массовой информации выступают в качестве общедоступных, включая также и тех, кто целенаправленно сеет смуту и панику в массы, и создает критическую ситуацию в стране.
Их реакция на ваше сообщение может быть воспринята некорректно и неадекватно; исходя из того, что доступ к каналам массовых медиа с намерением оглашение Своей позиции и идеологии в большинстве случаев является одной из первостепенных задач террористов и экстремистов, именно поэтому работникам СМИ необходимо:
Не встречаться с нежелательными лица самостоятельно, с целью взять интервью для материала;
не давать им никакой шанса выйти в прямой эфир или ротацию без предварительной консультации с сотрудниками правоохранительных органов;
Необходимо помнить и быть готовыми в любое время остановить прямую трансляцию с места происшествий;
не давать комментариев и не проводить анализ требований террористов без профессиональной консультации;
Не совершать попыток получить доступ к секретной информации специальных служб;
Отдавать себе отчет в том, что спасение людей важнее, чем право общества на информацию. Открыто сообщать о том, что часть информации закрыта по соображениям безопасности;
Не забывать о своей безопасности информировать общественность, а не сеять смуту и панику в общество. Следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном;
не забывать, что мировое сообщество отрицает связь терроризма с расовыми, религиозными и национальными признаками;
Отказаться от использования недостоверных источников информации;
Представителям масс-медиа не следует сообщать для широкого тиражирования:
Персонализированного информацию о жертвах критических ситуаций; информацию о преступниках до их ареста или о подозреваемых, в отношении которых ведётся следствие, за исключением случаев, когда публикация может способствовать расследованию, оказать помощь в задержании подозреваемых или предупредить общественность об опасности; обстоятельства ареста, заявления и другую информацию, характеризующую обвиняемого или его репутация; сведения, относящиеся к Процессуальным вопросам расследования, материалы дактилоскопических, баллистических и иных экспертиз, исследований ДНК и другое; содержание заявление о признании их преступления, отрицание их вины, наличие алиби, а также отказах подозреваемых от дачи показаний; материалы по поводу имеющихся доказательств и свидетельских показаний; фотографии вещественных доказательств или места происшествия, относящихся к ещё не Законченным расследованием.
Освещение религиозных конфликтов
В отдельную проблему можно выделить освещение в масс-медиа конфликтов между конфессиями и религиями, публикация которых должна быть особенно тщательный – вопрос о том, как пишут об исламе и христианстве, о религии и политике, о вере и неведении, становится вопросом не только профессионализма, ну-ка показывать зарубежная практика последних лет, порой – жизни и смерти.
Для освещения межрелигиозной конфликтов рекомендуется использовать следующие приемы:
– Соблюдать нейтралитет в отношении ко всем религиям и конфессиям;
– Предоставлять равное количество информации как об одной конфликтующей стороне, так и о противоположной;
– Делать акцент на светской характере государственного устройства Республики Казахстан;
– Призывать религиозных "конкурентов" к чувству веротерпимости;
– Приглашать для выступлений в масс-медиа тех лиц, которые настроены на урегулирование конфликта, не на его обострение и усугубление;
– Приводить больше примеров конструктивного диалога;
– не поддерживать и не повышать уровень доверия никаких религиозных организаций, ни крупных, ни малых конфессий. Даже в том случае, если журналист является глубоко верующим человеком, он не имеет права заниматься пропагандой "своей" веры, он должен сохранить нейтралитет.