Это создает огромную экономическую нагрузку на молодых и грозит подорвать социальную политику многих государств. Людей пожилого возраста много, но бизнес больше ориентируется на молодежь, это особенно видно в моде, в кино.
Культурологи говорят о тинейджиризации процессов, то есть мир восхищается больше юными стартаперами, блогерами, селебрити, и даже крупные IT-концерны такие как Google и facebook делают ставку на молодых сотрудников. А опытным специалистам предпенсионного и пенсионного возраста сложно найти работу. Многие рынки игнорируют людей такого возраста, поскольку не видят в них своего потребителя.
Страна считается стареющая, если процент пожилых от общего числа населения составляет 7 процентов, в Казахстане этот показатель составляет 10 процентов, то есть Казахстан – это стареющая страна.
В 2015 году в мире население старше 60 лет составляло 901 млн человек, по прогнозам к 2030 году этот показатель достигнет 1 млрд 400 тысяч человек, а к 2050 году уже – 2 млрд 101 млн людей достигнут возраста старше 60 лет.
Дальновидные предприниматели уже переключились на так называемую «серебряную экономику», нацеленную на эту аудиторию, они понимают, что пожилые люди станут очень перспективным рынком. На сайте AngelList можно найти 371 стартап в категории Elder Care и 97 стартапов из серии Senior Citizens, т.е. они связаны с «серебряной экономикой».
Тему эйджизма активно изучает Эльмира Жайшаева, поскольку по собственному опыту столкнулась с проблемой.
Я занялась этой темой, потому что уже после 35 лет началось такое отношение со стороны работодателей, что не охотно брали на работу, предпочитая молодежь, а в 45 лет эта проблема встала еще острее. И по своей маме я тоже видела, что пожилых по сути интересует тоже что и молодежь, просто потребности видоизменяются, а чувство востребованности им тоже важно.
Я научила свое маму пользоваться соцсетями, мессенджарми и ей было интересно. Старение нации – это демографический тренд, который нужно рассматривать для инвестиций, на Западе это давно уже поняли, там сфокусировали свое внимание на «серебряную экономику». У нас в стране еще не понимают, что пожилые люди – это крупная категория клиентов для большого бизнеса от торговых сетей до частной медицины. А рост числа таких людей могут стать драйвером для развития экономики и отрасли услуг. На такую ситуацию конечно влияют еще несколько факторов. К примеру, у нас практически отсуствуют специалисты – геронтологи. Есть специалисты по уходу за пожилыми, медсестры-сиделки, а в сфере образования для пожилых, чтобы обучить их новым навыкам, таких нет. Вокруг много образовательных и развивающих центров, но все они рассчитаны на подрастающее поколение и молодежь. Герантообразованием надо заниматься – это социальная технология, направленная на на обучение пожилых, если бы мы занялись этим, то пенсионный возраст увеличился, ускорился прогресс пожилых людей. Ведь «серебряные» пользователи могли бы стать активными пользователями интернета и онлайн-образования: у них больше времени, это им интересно, есть спрос есть на переобучение. Например, американский онлайн-сервис Honor уберизирует (уберизация – это использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг – ред.) уход за пожилыми на дому. Проект помогает семьям найти квалифицированную сиделку по различным критериям – например, говорящую на нужном языке. В этот стартап уже вложились ведущие инвесторы Кремниевой долины. Конечно, есть серьезное препятствие для развития «серебряной экономики» – пенсионеры в нашей стране не отличаются платёжеспособностью, многие живут благодаря поддержке детей. При этом я вижу, что к пенсионному возрасту подходят люди, которые накопили достаточный капитал на беспечную старость, и они привыкли к потребительству на хорошем уровне, им нужны услуги экстра-класса. И это серьезный сегмент потребителей, – поделилась Эльмира Жайшаева.
Сегодня в Казахстане главные препятствия чисто психологические, считает Эльмира. В обществе не принято говорить о проблемах старения, а пожилые чувствуют себя не полноценными. Еще у многих иждивенческая позиция, что им бесплатно должны предоставляться услуги. Эксперты считают, что нужно развивать рынок старости. В ближайшие годы seniors будут расти, и станут перспективным рынком, начнется акцент на «серебряной экономике» от лечения к профилактике, поскольку сейчас пожилые понимают, что нужно следить за своим здоровьем. Новые grandma более состоятельны, хотят сохранять свой уровень потребления и готовы за это платить. Кроме того, seniors – активные пользователи интернета, и интернет- аудитория будет расти за счет них, ведь другие категории уже охвачены, также нынешние пенсионеры готовы делиться своими знаниями, многие занимаются менторством и наставничеством.
Много частных инвесторов пришло в эту сферу. Выдаются гранты на развитие социального предпринимательства. Дело ведь не в паспортном возрасте, а в мыслях и эмоциях. Пожилыми людей делают социальная изоляция, не востребованность, одиночество, обиды и чувство ненужности, – делится Эльмира Жайшаева: В нашем обществе не принято говорить и думать о проблемах старения, а люди почтенного возраста нередко чувствуют себя неполноценными. Когда мы научимся видеть старость, мы начнем развивать рынок. Мы должны признать, что старость есть, ее бесполезно прятать.
Мировой опыт.
Самой быстрорастущей в США агломерацией считается местечко во Флориде The Villages, которое за 25 лет из простой деревушки превратилась в крупнейший в мире комплекс для пенсионеров, рассчитанный на 100 000 человек. На въезде – пропускной пункт, внуки и дети могут посещать своих стариков в определенные часы. В остальное время постоятели катаются на гольф-карах, занимаются спортом, гуляют, танцуют и в общем весело проводят время.
Согласно материалам "Справочника кадровика Казахстана" международные страховые компании начали использовать в своих актуарных расчетах для пенсионных аннуитетов потенциальный возраст клиента – 121 год, потому что при уровне медицины и хорошем качестве жизни люди будут жить долго и счастливо! Из этого следует вывод: растущий тренд на долгожительство полностью изменит стиль и порядок жизни людей.
ВОЗ официально сдвинула возраст молодости. Теперь молодыми считаются все до 45 лет.
В 1962 первый симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации:
• 45-60 средний возраст;
• 60-75 пожилой;
• 75-90 старческий;
• свыше 90 – долгожители.
Процент людей элегантного возраста на планете растет огромными темпами. Вскоре на одного работающего придётся один неработающий.
Последствия эйджизма.
Известно, что каждый пятый во всем мире уже подвергся эйджизму – дискриминации из-за своего возраста. В опросе, проведенном еще в 2001 году Эрдманом Палмором из Университета Дьюка, почти 80% людей в возрасте от 60 до 80 лет испытали некоторую форму эйджизма. К сожалению, около 58% людей рассказали анекдоты, призванные высмеивать стариков, 31% опрошенных сообщили, что их вообще игнорировали или не воспринимали всерьез. Возрастная дискриминация очень вредна для самооценки стареющих людей и может даже нанести ущерб их здоровью. Многие молодые люди относятся к пожилому поколению как к гражданам второго сорта. Их часто игнорируют или даже заставляют чувствовать себя невидимыми из-за их возраста. Исследование также показало, что возрастная дискриминация быстро приводит к ощущению депрессии и стресса и вызывает снижение психического здоровья, а также снижение физического здоровья.
Важно остановить эйджизм!
Потому что:
• В два раза больше успешных предпринимателей старше 50 лет, чем до 25 лет.
• Средний возраст успешного предпринимателя в таких быстрорастущих отраслях, как компьютеры, здравоохранение и авиакосмическая промышленность, составляет 40 лет.
• 3 из 4 пожилых работников имеют опыт работы в отрасли более 6 лет, когда они создают новое малое предприятие.
• 50% – это процент успешных предпринимателей старше 50 лет, у которых более 10 лет опыта работы в отрасли, когда они создают стартап.
• Демографический возраст 20-34 лет имеет самый низкий уровень предпринимательской активности, чем любой другой демографический возраст.
• Люди в возрасте старше 50 лет составляют почти половину всех потребительских расходов в мире, хотя до сих пор процветает тинейджеризация экономики.
Как бороться с эйджизмом?
Оптимальный вариант – это изменение отношения на высшем институциональном уровне и принятие законов. Для этого необходимо принятие соответствующих документов. Но на изменение менталитета уходят столетия. Автор статьи "Дискриминация по возрасту: чем опасна и как преодолеть" ("Справочник кадровика Казахстана" № 8 от 2020 года) дает такие советы:
1. Начинать всегда нужно с себя. Для этого следует искоренить в себе предвзятое отношение к молодежи или пенсионерам. Это поможет впоследствии отстоять свою позицию, когда институциональный эйджизм коснется вас самих.
2. Саморазвитие. Чтобы не получить осуждения из-за недостаточности знаний, следует постоянно работать над собой, изучать литературу, общаться с грамотными людьми и т.д. Таким образом, можно обеспечить себе в обществе статус образованного человека и интересного собеседника, с которым увлекательно общаться людям разных возрастных групп.
3. Уверенность в себе. Важно уметь отстаивать свою позицию, а не пасовать перед любыми даже с очень вескими доводами. В споре рождается истина и необходимо уметь ее не только находить, но и доказывать.
4. Выход из зоны комфорта. В последнее время об этом говорится очень часто, однако большинство людей опасаются любых новшеств. Именно поэтому особое значение играют изменения собственной жизни, пусть и небольшими шагами.
5. Чтобы избежать психологических проблем в старости, сопутствующих эйджизму, необходимо повышать свою самооценку, развивать любовь и уважение к себе. Это поможет при старении справиться с проблемами возраста и не приведет к развитию депрессии.
Борьба с эйджизмом потребует нового понимания старения всеми поколениями. Это понимание должно противодействовать устаревшим представлениям о пожилых людях как обузе и признать широкое разнообразие опыта старшего возраста и продемонстрировать готовность организовать общество лучше.