Несмотря на официальную риторику государственной политики о необходимости повышения подотчетности и прозрачности государственных органов, наблюдается безуспешная реализация в секторе здравоохранения по причине отсутствия инструментов, передает Toppress.kz со ссылкой на Integrity Astana.
В сектор здравоохранения государство ежегодно финансирует более 1,5 трлн. тенге, которое оно же намеревается увеличивать. Результаты проведенного анализа прозрачности процессов планирования ресурсов и финансирования в секторе здравоохранения пока говорят о неутешительных тенденциях непрозрачности.
Прозрачность на фоне увеличения госрасходов.
Факт ежегодного номинального увеличения госрасходов на здравоохранение не стимулирует Министерство здравоохранения РК (далее – Минздрав) внедрять инструменты необходимые для обеспечения подотчетности и прозрачности движения средств, которые составляют выше 10% государственного бюджета.
Инструменты подотчетности и прозрачности нужны на всех этапах принятия решений по распределению бюджета: начиная от принятий решений по определению потребностей в финансовых ресурсах вплоть до решений по распределению и перераспределению.
Бюджетирование здравоохранения страны не решило проблему совершенствования процессов, связанных с конвертированием панируемых медико-демографических показателей здравоохранения в суммы финансовых средств – методология, бюджетирования, ориентированного на результат.
Вместе с тем, в наименовании набора открытых данных Минздрава отсутствует строка о расходах государственного бюджета на здравоохранение, что позволяет не предоставлять в открытом доступе развёрнутую и унифицированную информацию о структуре расходов в разрезе регионов.
Инструмент целевого использования трансфертов.
За последние 10 лет реформы системы финансирования здравоохранения были направлены на консолидацию расходов на центральном уровне и централизацию источников финансирования. Ярким проявлением этого является создание Единого закупщика медицинских услуг – НАО «Фонд социального медицинского страхования» (далее – Фонд), функционирование которого призвана повысить эффективность здравоохранения и реализовать принципы стратегического закупа медицинских услуг.
Однако Минздрав, который в рамках Правил предоставления трансфертов Фонду направляет средства из бюджета на обеспечение населения медицинской помощью не определил за годы функционирования системы ОСМС правила использования указанных средств. Это означает, что для Фонда Минздрав еще не разработал инструмент, который определял бы порядок целевого использования государственных средств.
Отсутствие инструментов контроля, возможно, компенсируется разными отчетными формами, в том числе правилами предоставления трансфертов. Однако если исходить из логики регулирования, то Минздраву в том числе следует определять порядок использования средств. Ведь у Минздрава в совокупности существует два инструмента вмешательства в деятельность по управлению государственными средствами: первое, это регулирование через определение нормативных рамок и представительство в Совете Директоров Фонда.
Кто платит? Сколько? Кому? За что?
Помимо этого, у Минздрава отсутствует унифицированная форма отчетности перед обществом по государственным расходам. Если в рамках существующего законодательства общество обязали уплачивать отчисления и взносы в систему ОСМС, то и со стороны государства в лице соответствующих уполномоченных органов должна быть обеспечена максимальная прозрачность и подотчетность перед обществом.
Наличие отдельных презентационных слайдов по некоторым регионам под названием «Гражданский бюджет» не позволяют ответить на простые вопросы по движению государственных средств: Кто платит? Сколько? Кому? За что? Соответственно отсутствует возможность сформировать целостную картину механизма финансирования медицинских услуг в Республике Казахстан.
Стоит отметить, что нами был разработан проекты методики формирования гражданского бюджета, формы гражданского бюджета по результату анализа прозрачности расходования бюджета здравоохранения, который еще раз обнажил проблему отсутствия у Минздрава инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности расходов в секторе здравоохранения. Однако попытки презентовать результаты указанной работы на Общественном Совете Минздрава не увенчались успехом, что не соответствует политики «Слышащего государства».
ГОБМП – это не ОСМС.
Напомним, что, система ОСМС призвана обеспечить социальную защиту интересов в сфере охраны здоровья и гарантировать всем застрахованным гражданам Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи за счет средств, которые аккумулируются Фондом.
Помимо понятной отчетности о расходах на здравоохранение перед обществом отсутствуют механизмы обеспечения прозрачности процесса формирования пакетов медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.
В информационном пространстве можно увидеть активную информационно-разъяснительную работу по вопросам структуры и наполнения пакетов медицинской помощи. Наблюдая как менялось наполнение, и структура пакетов медицинской помощи можно понять, что процесс принятия решений по отнесению или исключению медицинских услуг в пакеты ГОБМП и ОСМС не систематизирован.
Историческая инерция культуры принятия решений по наполнению ГОБМП плавно перешла и к процессу формирования пакета ОСМС. Однако важным фактором является то, что обеспечение в рамках пакета ОСМС осуществляется не за счет чистых государственных средств, а финансируется в том числе за счет отчислений и взносов населения, где плательщик и потенциальные бенефициары медицинских услуг должны иметь представление о критериях отнесения и исключения медицинских услуг в пакеты.
В реализацию норм Кодекса Минздрав определил механизмы взаимодействия между медицинскими организациями и Фондом в рамках закупа медицинских услуг для населения. Свою очередь Фонд утвердил состав республиканской и региональных комиссий по выбору и размещению объемов медицинских услуг среди субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на 2021 год.
Однако и здесь следует отметить, что процесс распределения и перераспределения средств между поставщиками медицинских услуг в рамках закупа медицинской помощи с участием комиссии также не подкреплен конвертацией объективных показателей поставщика медицинской помощи в конкретные объемы медицинской помощи и сумм в договорах.
Непрозрачная инертность.
Отсутствие инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности в системе здравоохранения отразилось и на процессе финансирования в рамках обеспечения надбавок и единовременных социальных выплат для медицинских работников (далее – господдержка для медицинских работников).
Несмотря на наличие многочисленных участников, информационное сопровождение процессов распределения господдержки для медицинских работников характеризовалась низкой прозрачностью принятия решений на всех уровнях.
Все информационное сопровождение проводилось отдельно взятыми пресс-релизами отдельных государственных органов, без единых и доступных форм отчетности, которые не покрывали основные ответы, обеспечивающих прозрачность процессов.
До сих пор не решен вопрос интеграции и объединения данных с многочисленных информационных систем отрасли здравоохранения (государственных и частных), которые используют персональные данные граждан в рамках формирования паспорта здоровья граждан. В идеале пациенту после получения определенной услуги в рамках ГОБМП и ОСМС, должна приходить информация о затратах государства на оказанную ему услугу. Тогда общество будет чувствовать определенную сопричастность к проводимым реформам в отрасли, заботу со стороны государства.
Непрозрачность некоторых процессов в секторе здравоохранения создает предпосылки для формирования информационных вбросов и манипулирования. Население должно иметь доступ к информации, которое гарантирует сегодняшняя риторика руководства страны. Это позволит снижению градуса отдельных негодований и повышению доверия среди общества. Для этого требуется обеспечить системный подход в вопросе обеспечения прозрачности и подотчетности здравоохранения использую инструменты.