Ситуация с коронавирусом в стране постепенно стабилизируется, а это значит, что школьники всего Казахстана возвращаются в привычный режим обучения в стенах школ. Но, вместе с этим, возвращается и насущная многолетняя проблема переполненности учебных заведений и трехсменка, о которых с приходом карантина все благополучно забыли. Редакция Toppress.kz выяснила, что думают сами казахстанские родители школьников о сложившейся ситуации и как трехсменное обучение влияет на жизнь и образовательный процесс их детей.
Переполненность школ и трехсменное обучение – проблемы далеко не новые, они тянутся не первый год и, к сожалению, продолжают быть актуальными по сей день. Так, по данным из статистического сборника «Образование в РК» Бюро национальной статистики, в 2015 году по всему Казахстану насчитывалось 87 трехсменных школ, в 2018-2019 годах – 128 школ. А в прошлом учебном году их стало уже 138. Таким образом, за учебный год 2019-2020 годов в казахстанских общеобразовательных учреждениях более 237 тысяч школьников учились в три смены.
В текущем году ситуация не подверглась значительным изменениям. Так, по состоянию на 2021 год 134 школы Казахстана занимаются в трехсменном режиме. Об этом в ходе брифинга от 2 марта текущего года сообщила вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова.
«На сегодня нормой считается, когда в классе находится 25 человек в городских школах, обучение проводится в две смены. Когда в классе находится 30-40 человек, конечно, это неправильно, но мы сегодня понимаем, что в стране остались школы, которые занимаются в трёхсменном режиме, – это 134 школы», – сказала вице-министр.
Если рассматривать данную проблему по регионам, то здесь отмечаются сразу три анти-лидера по состоянию на 2020 год:
Алматинская область – 38 переполненных школ;
Шымкент – 19 переполненных школ;
Мангистауская область – 14 переполненных школ.
Попавший в эту «тройку» город Шымкент в 2020 году смог отличиться не только большим количеством трехсменных школ, но и нетривиальной попыткой решения этой проблемы. Из-за дефицита школ и вынужденного трехсменного аким Шымкента Мурат Айтенов предложил решить нехватку мест в школах своеобразным способом — переоборудовать многочисленные тойханы под учебные заведения. Об этом рассказал его заместитель Шынгыс Мукан.
«В Шымкенте из 147 государственных школ в 19 трехсменка. Каждый год количество школьников увеличивается на 12 тысяч детей. Поэтому ежегодно городу требуется строительство новых школ. Аким решил этот вопрос за счет простаивающих ресторанов-тойханы», – отметил закакима.
Соседний от Мангистау регион – город Атырау, также приводит печальную статистику.
В 2019 году избыток учащихся в трехсменных школах по всему городу составлял почти 15 тысяч человек.
Из-за нехватки учебных мест увеличивается количество школ в 3 смены. По городу имеется 13 подобных школ. Общая проектная мощность этих школ составляет 9 556 мест, обучается в них 24 356 учеников. Избыток учащихся составляет – 14 800. В целях ликвидации трехсменного обучения, планируется построить дополнительно 20 школ,- сказала на одном из брифингов руководитель отдела образования города Атырау Фаруза Шангереева.
В 2020 году в трехсменном режиме работали 12 атырауских школ, по словам замакима Атырау Улугбека Тналиева. В тот же год очередная новость о переполненных школах города облетела все казахстанские СМИ. Речь шла о двух общеобразовательных школах №1 имени М.Жумабаева и №18 имени Х. Доспановой, которые находились в одном здании и из-за большой нагрузки уроки там шли всего по 30 минут.
Две эти школы находятся в одном здании и из-за тесноты вынуждены учиться в усеченном режиме. Их положение нам известно. Уже третий год в средней школе №18 учатся дети из двух школ. Уроки сокращаются, тем не менее, учителя выходят из положения за счет внеклассных занятий, за счет факультативов. Придется еще некоторое время потерпеть, пока не построят школу №1 имени М. Жумабаева, – сообщил заместитель акима города Улугбек Тналиев.
Мы узнали, что думают об этом сами горожане и как проходит учебный процесс у их детей.
Трехсменное обучение – это очень проблематично, потому что занятия заканчиваются только в 21:00, соответственно ребенок приходит домой поздно очень. Пришлось отказаться от вечерних тренировок из-за учебы. Мы перенесли секции на дневное время, но после секций он сильно устает и сил на восприятие информации практически нет. В целом стало меньше свободного времени, даже несмотря на то, что занятия начинаются в 16:30. У сына был свой режим сна, но теперь его биологические часы сбиты окончательно, так как он обычно ложился спать к 22:00 часам, а теперь он только садится ужинать в это время, – поделилась Галия Суйналиева.
В столице ситуация с трехсменкой, увы, не лучше.
Только к концу прошлого года в самой переполненной школе Нур-Султана, лицее №59 обучалось 4100 человек. Таким образом, школа переполнена на 342%, а нехватка мест составляет 1700. По словам родителей, «это все равно, что посадить 17 человек в пятиместный автомобиль». Второй самой переполненной школой в столице является школа-гимназия №75, она перегружена на 312%. Тройку анти-лидеров завершает школа-гимназия №83, там перегруженность составляет 296%.
Я мать двоих детей-школьников, и оба они учатся с третьей смены. Это вызывает большие неудобства как для нас, родителей, так и для самих детей. Они приходят после школы уставшие поздно вечером, у них нет свободного времени на дополнительные курсы, так как утром они делают домашнее задание. Если они будут ходить на кружки и секции утром, то домашнюю работу им придется выполнять уже ночью. Это большая нагрузка для детей, организм которых не приспособлен к такому жесткому режиму, – сказала астанчанка Алия Ахметова.
Такая тенденция может говорить о разных факторах. Например, самый очевидный – стремительное увеличение количества детей школьного возраста в Казахстане. Также, причиной нехватки мест в общеобразовательных учебных заведениях может быть либо сокращение числа уже существующих школ по стране, либо же медленный темп строительства новых.