Посол Южной Кореи в Казахстане Ку Хонг-Сок в интервью корреспонденту Toppress.kz, рассказал о возможных перспективах сотрудничества двух стран, в том числе в области атомной энергетики. Также корейский дипломат перечислил совместно реализуемые проекты и уточнил объем взаимного товарооборота в период пандемии коронавируса.
– Расскажите вкратце об отношениях Южной Кореи и Казахстана в целом.
– Наши экономические отношения развивались весьма интенсивными темпами до настоящего времени. Потому что мы придерживаемся выполнения программы обновленного сотрудничества «Свежий ветер», которая была принята в апреле 2019 года. В результате тесных консультаций между правительствами двух стран по этой программе, крупные проекты сотрудничества, такие как строительство автозавода Huyndai в Алматы (завод запущен 15 октября 2020 года), успешно реализуются. За последнее время одним из крупнейших проектов стало строительство большой кольцевой дороги БАКАД в Алматы с участием корейских компаний. В этом году правительства двух стран обсуждают визит Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Южную Корею, и я считаю, что успешный визит Президента Токаева в Корею послужит важным импульсом для дальнейшего развития экономической, торговой и инвестиционной среды обеих стран.
– Какие сферы экономики стоят на повестке дня в рамках экономического сотрудничества двух стран?
– Первое- это нефтегазовая промышленность, поскольку Казахстан обладает энергоресурсами, а Южная Корея- технологиями для их развития, особенно в области обрабатывающей промышленности как нефтехимия, для сектора переработки и сбыта, а также для совместных проектов по разведке и добычи нефти. Второе – сотрудничество в области здравоохранения остается весьма актуальным в период пандемии коронавируса. Как вам известно, Южная Корея сумела своевременно справиться с мировой пандемией. Корейские медики готовы проконсультировать своих казахстанских коллег по этому вопросу. Для этого действуют различные проекты по обмену опыта борьбы с COVID-19.
Третье направление взаимного сотрудничества – информационно-коммуникационные технологии. Не секрет, что в период пандемии на первый план выходит дистанционная экономика, дистанционное образование и прочие процессы жизнедеятельности. Здесь мы также готовы поделиться исключительно «корейским опытом» развития цифровизации.
Четвертое направление – это сотрудничество в области альтернативных источников энергии. Корейское правительство проводит политику «нового зеленого курса», проявляя большой интерес к развитию низкоуглеродной энергетики. Я считаю, что есть большие возможности для двустороннего сотрудничества в обмене опытом работы данной политики, обмене технологиями и реализации конкретных проектов.
– В Казахстане продолжается обсуждение вопроса о строительстве АЭС в стране. Южная Корея имеет опыт строительства и эксплуатации атомных электростанций. Возможно, ли двум странам наладить сотрудничество в ядерной энергетике?
– Безусловно, Казахстан мог бы обратить внимание на корейский опыт в строительстве АЭС, поскольку наши атомные станции совершено безопасны. Корейские компании сегодня строят АЭС в других странах. В Объединённых Ара́бских Эмира́тах была построена эффективная и безопасная АЭС. Преимущество Казахстана в вопросе строительства АЭС кажутся очевидными. Есть большая территория, огромные запасы урана и хорошая исследовательская технологическая база. Учитывая тесное сотрудничество между нашими странами в области ядерной энергетики, включая импорт урана в больших количествах из Казахстана в Корею, ожидается, что сотрудничество в этой области также будет многообещающим.
– Тем не менее, население весьма скептически относится к вопросу безопасности атомных электростанций.
– Возможно, это связано с тяжелыми историческими событиями, связанными с испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне. В истории СССР была авария на Черно́быльской АЭС. Однако повторюсь, что корейские АЭС совершенно безопасны. У Южной Кореи сорокалетний опыт технологического управления строительства данных станций, которые признаны в США и Европе.
– Давайте, вернемся к экономике. Вы могли бы уточнить нынешний товарооборот между Казахстаном и Южной Кореей? Чем мы торгуем сегодня, несмотря на пандемию коронавируса?
– Сегодня из Казахстана в Южную Корею экспортируются, прежде всего, нефтепродукты, уран и железный сплав. Южная Корея поставляет технологическое оборудование для индустриальных комплексов, также автозапчасти, электротехнику, косметику и другие товары. Автомобили корейских марок наиболее популярны среди населения страны. Именно поэтому мы построили автомобильный завод в Алматы. В 2020 году товарооборот между двумя странами не смогла обойти негативные последствия вспышки COVID-19, но, тем не менее, результаты относительно хорошие. Согласно статистическим данным, опубликованным казахстанской стороной, в 2020 году товарооборот между двумя странами достиг 5,9 млрд. долларов, что является небольшим снижением на 10% с 6,6 млрд. долларов в 2019 году.
– Насколько активно Южная Корея инвестирует в экономику Казахстана?
– Около 70% корейских инвестиций в Центральной Азии направляются в Казахстан. На сегодняшний день в казахстанской экономике сосредоточено более 4 млрд долларов корейских инвестиций. Основные инвестиционные проекты включают в себя жилой комплекс Highvill в Нур-Султане, крупнейшая кондитерская фабрика «Рахат», которую ранее выкупила южнокорейская корпорация Lotte Confectionery. Сюда же относятся инвестиции в проект БАКАД. В Казахстане также функционирует Shinhan Bank (корейский банк), который предоставляет свои финансовые услуги.
– Много ли казахстанцев сегодня посещают Южную Корею?
– Обмен людьми возрастает. В 2019 году около 50 тысяч казахстанцев посетили Южную Корею в целях бизнеса и медицинского туризма. К сожалению, количество посещений сократилось с начала пандемии до 11 тысяч. Тем не менее, прямое авиасообщение действует. Мы надеемся на скорое восстановление взаимодействия между людьми обеих стран.
Автор: Ибрагим Аскар.