В конце прошлого года казахстанцам была представлена программа «Качественное образование: образованная нация». В рамках программы Министерством образования запланированы ряд мероприятий, а также определены основные пять задач. Представленная программа получила положительный отклик среди экспертного и научного сообщества. Корреспондент Toppress.kz поговорила с экспертом Айнур Ибраевой, которая дала оценку программе и рассказала об основных ее положениях, статусе педагога и развитии технических специальностей.
– Айнур, расскажите подробнее, какая из задач программы вам кажется наиболее актуальной и важной?
– Одним из важных шагов и этапов программы, безусловно можно назвать сокращение разрыва качества образования между городскими и сельскими школы. На мой взгляд, это одна из основных задач, которая остро стоит на повестке дня в сфере образования. И благодаря точечной работе профильного министерства, мы видим, как решается кадровый голод в сельских школах. Если раньше молодых учителей привлекали только лишь программой «С дипломом в село», то сейчас доводов и плюсов работать в сельской школе намного больше. Сельским учителям добавили дополнительные выплаты за работу в малокомплектных школах, появилось современное материально-техническое оснащение, постоянно разрабатываются новые учебные пособия. В целом, мы видим, что в стране намного больше ценится профессия учителя и это важно для любого прогрессивного государства. Помимо этого, министром образования было анонсировано строительство около пяти тысяч сельских школ, а это значит, что у многих ребят появится возможность учится в школах в своих поселках, а не ездить в соседние. Немаловажное преимущество и создание новых рабочих мест в отдаленных населенных пунктах, это мотивирует молодых людей не уезжать в город. Еще один важный пункт в сокращении разрыва качества образования – обеспечение интернетом сельских школ. Современный подход к обучению школьников – это творческий процесс. Наше поколение обучалось строго по программе, находились конечно творческие учителя, которые придумывали различные задания, чтобы заинтересовать учеников, но их было слишком мало. В эпоху цифровизации, учителя даже в специальных чатах могут обмениваться различными методичками, многие сами инициируют различные творческие подходы к обучению учеников и охотно делятся с коллегами, проводятся различные семинары по обмену опытом и все это невозможно без выхода в интернет. При изучении языков, с помощью интернета можно показывать фильмы на оригинальном языке, все это значительно упрощает работу современных учителей. Да и ученики могут творчески подходить к рефератам имея доступ к информации в интернете.
– В одном из своих выступлений, Глава государства особо отметил развитие технических специальностей. Одним из пунктов программы как раз и является сокращение молодежи категории «NEET», путем обучения их техническим специальностям. Как оцениваете этот пункт?
– Я думаю это одно из лучших решений, тем более в промышленных регионах нашей страны есть огромные возможности для ребят с техническим образованием. В городе Костанай есть замечательный пример – технический колледж находится под патронажем местных заводов машиностроения. Воспитанники проходят практику на заводах, а затем могут и трудоустроится, тем самым, молодежь не стремится уезжать из своих регионов в поисках заработка, потому что они знают – они нужны своему региону. В технических специальностях много направлений и каждый сможет найти свое место, отрадно и то, что сегодня технические специальности становятся престижными. Уверена, что благодаря работе профильного министерства в скором времени у нас может появится аналог московского Сколково, а в регионах будет появляться больше заводов.
– Одним из пунктов программы также было обозначено повышение конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений…
– На мой взгляд, уже сегодня ряд наших учебных заведений показывают высокие результаты и пользуются спросом среди граждан других стран. Вы, наверное, знаете, что существует рейтинг лучших университетов мира, куда также входят и ряд наших ВУЗов, и не каждая страна может похвалиться этим. Наша система образования относительно молода, но при правильном подходе можно добиться таких высоких результатов на международном уровне. Отечественные ВУЗы выпускают ряд высококлассных специалистов в различных сферах и поэтапные шаги лишь улучшат показатели.