Энергосистема изнашивается и приходит в негодность по всей стране. ЧС в Экибастузе – далеко не единственный случай. Что будет дальше? Эксперт в области нефти и газа Артур Шахназарян рассказал, насколько серьезный кризис энергетики нас может ждать и во что он в итоге выльется, передает Toppress.kz со ссылкой на Orda.kz.
Лет 15-16 назад мне как-то попались фрагменты документа Казахстанского Института Стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК. А чуть позже сам первый президент публично на встрече со студентами огласил прогноз и выкладки доклада. Уже тогда эксперты опасались, что в 2023 году Казахстан ожидает серьезный кризис вплоть до угрозы государственности. Причем она исходила не извне, а таилась внутри — в состоянии инфраструктуры и остром кадровом голоде.
Мрачный прогноз
Выкладки гласили, что если всю коммунальную инфраструктуру Казахстана экстренно (не позже 2023 года) и полноценно не обновить – она почти вся выйдет из строя. Это как минимум две с половиной тысячи из четырех тысяч населенных пунктов по всему Казахстану. Прежде всего риски касались энерго, тепло и водообеспечения, а также утилизации мусора. Также в документе прогнозировалась угроза кадрового голода – к 2023 году кадры, умеющие эксплуатировать инфраструктурные объекты, уже выйдут на пенсию, а смены им попросту нет — перестали обучать. И работать станет просто некому, что в итоге грозит коллапсом, который станет неподъемным для страны.
По наивности тогда подумал, ну раз высшее руководство осознает угрозы, то 15 лет достаточный срок и все нужные меры предпримут. Кто бы знал, что за полтора десятка лет власти не сделают почти ничего. Хотя знали о надвигающейся угрозе и имели достаточно финансовых ресурсов. А сейчас «полетело» одно за другим…
Первые звоночки
Первый звоночек по Казахстану прозвучал в моем городе – в Атырау. Сначала массовая гибель рыбы в Урале в декабре 2018. Сгубивший рыбу яд был слит в реку из сгоревших котлов на Атырауской ТЭЦ. Новые котлы были поставлены уже за счет бюджета области на 3 млрд тенге, хотя АТЭЦ принадлежит частнику.
В январе 2021 случился блэкаут, когда сгнившие сети на электромагистрали привели к угрозе взрыва и Атырауской ТЭЦ, и Атырауского НПЗ, которые находятся в черте города. А также вне города — на Установке подготовки нефти и газа компании Кашаганского консорциума и заводе второго поколения на Тенгизе. Если бы какой-то из этих объектов взорвался, а вероятность была большой, то Атыраускую область можно было буквально стирать с карты страны. Да и населения заметно бы поубавилось безо всяких преувеличений.
Позже блэкаут повторялся трижды. Последний раз летом текущего 2022 года.
Гора мусора с семиэтажный дом
Говорят, что новую энергомагистраль строят, но на какой стадии строительство и когда она будет введена в строй – неизвестно. Нужно учесть, что, благодаря социально-экономическим проектам от крупных нефтяных компаний, хозяйство Атырауской области еще не самое худшее по стране. Хотя и есть проблемы, требующие срочного вмешательства. К примеру, в Атырау в плачевном состоянии 45 КНС (канализационно-насосная станция) из 80, ремонт каждого КНС стоит 300 млн тенге.
Также морально и физически устарела водная инфраструктура – многие объекты построены в конце 30х годов прошлого века. В соседнем Уральске говорят о неизбежной водной катастрофе — если ничего не предпринять, через 3 года весь горводоканал перестанет функционировать и почти полмиллиона человек останутся без мало-мальского водообеспечения.
Хуже всего на западе Казахстана обстоят дела с мусорными полигонами. Только на Атырауском полигоне за 50 лет образовалось более 3 млн тонн неутилизируемого мусора глубиной с семиэтажный дом. Страшно даже представить, какой за это время сформировался объём ядовитого фильтрата и свалочного газа. Готовое «газовое сверхядовитое месторождение» со 160-ю видами ядовитых веществ. Похоже, власти и сами не знают, что с ним делать.
С Запада на Север и Восток
Эстафетную палочку череды аварий на инфраструктурных объектах подхватил у запада сначала север страны, а потом и Восточный Казахстан. Летом 2022 года подряд случились аварии на Петропавловской ТЭЦ и Риддерской ТЭЦ. Теперь ЧС и вынужденная эвакуация населения в Экибастузе.
Что любопытно, аварии однотипные. Везде в первую очередь «летят» котлы. Кроме того, везде сверхдопустимый процент изношенности сетей, потому что их вовремя не меняли, просто долатывали. Сумели «растянуть» советское еще хозяйство, но теперь деваться уже некуда и правительство можно трансформировать в штаб ЧС.
Похоже, подобные экибастузским события – с эвакуаций населения – скоро станут скучной обыденностью. А ведь 2023 год еще и не начинался.
В Алматы по официальной информации износ теплосетей лишь на 10% лучше, чем в Экибастузе. По данным летней проверки, в Алматы 60%, в Экибастузе 70%.
Последний раз теплосети Алматы меняли 25 лет назад, но все-таки ежегодно проводили короткие «реконструкции» для уменьшения износа. Скажем замена 4,7 км теплосетей в Алматы давало уменьшение износа на 0,3 процента.
Лучшее положение в Астане, где в свое время вкладывали в год по 3 млрд долларов.
Проблемы есть — денег нет
Тем временем министерство энергетики выдает карту новых энергообъектов по стране, большинство из которых пока только на бумаге. Зато уже грозит поднять тарифы на 75%. Деньги на решение проблемы ищут у населения, у которого и так негусто с доходами. А наличие кадрового голода признали еще в 2016 году. Дефицит врачей и учителей, специалистов самых различных областей признан на самом высоком уровне. Без сомнения, то же самое со спецами и в коммунальном хозяйстве.