В Алматинском филиале Казахстанского дорожного научно-исследовательского института прошел круглый стол по вопросам реформирования нормативной базы дорожной отрасли РК. К обсуждению темы были приглашены представители научных организаций, вузов республики и стран СНГ, имеющие соответствующие опыт и практику, передает Toppress.kz со ссылкой на пресс-службу МИИР РК.
Сотрудники КаздорНИИ проинформировали коллег о начале масштабной работы, которая полностью изменит систему правил и требований к проектированию, строительству, обслуживанию и содержанию дорог и дорожных сооружений в Казахстане. Также объявлено о возможности для желающих принять участие в предстоящем процессе.
Вице-президент АО «КаздорНИИ» Айдос Ельшибаев напомнил, что в связи с требованиями Главы государства и Премьер-Министра по кардинальному изменению подходов к строительству дорог, Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК поручено провести системное реформирование отраслевой нормативной базы, насчитывающей в настоящий момент порядка около 1200 регулирующих документов. Он отметил, что ученые института уже разделились на 4 рабочие группы и провели сравнительный анализ приоритетных документов, касающихся строительства и содержания дорог, а также нормативов финансирования.
Подробнее об анализе, обнаруженных проблемах, планах работы экспертных групп и возможных путях решения поставленной задачи рассказал ведущий научный сотрудник отдела диагностики автодорог и мостовых сооружений НИИ Есенбек Айдарбеков.
По его словам, в ходе изучения нормативов ученые первым делом проанализировали продолжительность действия документов, разделив их на промежутки: до 5 лет, от 5 до 10 лет и 10 и более лет. В результате установлено, что 511 (41%) документов действуют более 10 лет и требуют актуализации с учетом международной практики и современных методов и технологий. Затем был проанализирован качественный состав нормативной базы.
«Среди действующих нормативных документов – международных (ISO, EN), межгосударственных (ГОСТ), национальных (СТ РК), ведомственных (ПР РК, Р РК, ТР РК), строительных норм (СН РК, СП РК) – затруднены определения приоритетности применения. Это приводит к ошибкам проектирования и строительства дорог», – сказал Е.Айдарбеков.
Теперь, на основе проведенного анализа, рабочие группы должны разработать предложения по оптимизации и гармонизации отраслевой нормативной базы, которые уже летом текущего года планируется в открытом формате обсудить со всеми заинтересованными сторонами.
На сегодняшний день участники рабочих групп составили предварительный перечень предложений по оптимизации нормативно-технической документации. Эксперты считают, что вначале необходимо исключить дублирования норм и показателей, объединить однородные документы, а также отменить не востребованные и утерявшие актуальность СТ РК.
Есенбек Айдарбеков также сообщил, что по заявке КаздорНИИ для изучения мировой практики РГП «КазСтандарт» запросило у ряда зарубежных стран основные стандарты и руководства по проектированию, строительству и эксплуатации дорог. Переводчики института уже приступили к переводу нормативных документов Германии, Турции, США и Южной Кореи. Также ожидаются ответы от китайских и британских коллег.
Изучив полученные документы, рабочие группы должны будут создать план структуры отечественных нормативно-технических документов дорожной отрасли. Это является их первостепенной задачей.