В эксклюзивном интервью экс-президент Центра международных программ (ЦМП) Жанболат Мелдешов прокомментировал скандал со стипендиаткой Валерией Гавриленко, а также о коррупции и давлении от высокопоставленных лиц, передает Toppress со ссылкой на Orda.kz.
Мелдешов прокомментировал ситуацию с выпускницей программы «Болашак», объяснив, почему она не отработала положенные по договору пять лет на государство, оплатившее её учебу и жизнь за границей, и почему её залоговое имущество было освобождено.
«Во-первых, я бы не назвал это скандалом, так как скандал подразумевает незаконные действия. Ситуация с Гавриленко, к сожалению, стандартна для “Болашака”. Я неоднократно говорил, что брать у людей залог и называть это стипендией, а затем относиться к ним как к заключённым и преследовать их неправильно и неэффективно», заявил экс-президент центра.
Он также подробно объяснил свои действия в случае с Гавриленко:
Мелдешов подчеркнул, что для него это была обычная ситуация. Стипендиат обучается за рубежом, возвращается, а его имущество десятилетиями находится в залоге у ЦМП.
«Иногда люди приходили, говорили, что им нужно продать или обменять имущество, освободить его по жизненным обстоятельствам. И я шёл им навстречу, потому что были гаранты, были другие залоги»,отметил он.
Гульнара Бажкенова отметила, что случай Гавриленко отличается от упомянутых: «Давайте не будем говорить, что Гавриленко десятилетиями работала и залог стоял. Она всего год отработала на государство».
«Окей, окей. Я хочу сказать, что это не из ряда вон ситуация. Да, я подписал. Но это не наносит ущерба ни государству, ни ЦМП. У меня вопросы к гарантам, которые через пять лет внезапно обнаружили, что они являются гарантами. Они привели Гавриленко, дали за неё гарантии, подписались под это, а через пять лет возмущаются. Они хотят взыскать деньги, и это логично, если договорные обязательства не выполнены», пояснил Мелдешов.
Он добавил, что подписал, потому что это было его обязанностью. Ему принесли готовый документ с визами департаментов.
«В ЦМП работало 120 человек, у каждого были свои обязанности. Я подписывал до тысячи стипендий в месяц и не мог проверять каждый документ. Если документ был утверждён финансовым или юридическим департаментом, я его подписывал. В СМИ говорится о коррупционном скандале. Если бы это был коррупционный скандал, кто-то должен был бы взять взятку. Кто мне дал деньги? Кто видел? Нужно говорить об этом аккуратно», считает он.
На вопрос о проверке соблюдения правил программы «Болашак» Мелдешов ответил, что есть соответствующий департамент и меры для проверки. Он не мог ставить под сомнение каждый документ. И если бы его вернули в ту же ситуацию, он бы снова подписал этот документ, так как ни о чём не жалеет.
«Если бы я знал о ситуации заранее, я бы вызвал Гавриленко, поговорил с ней. Я бы убедил её написать заявление об исключении из программы, подписал бы с ней мягкий график выплат. Но она сделала себе медвежью услугу, выставив себя преступницей. В итоге она выплачивает задолженность. Недавно я созвонился с юристами, которые сказали, что есть судебное решение и график выплат», резюмировал спикер.
Коррупция в Центре международных программ
Мелдешов рассказал о коррупции в Центре международных программ. По его словам, когда он пришёл на должность президента, его шокировали такие схемы. В первые месяцы работы он выявил хищение трёх миллионов долларов, которые просто перевели на счета людей, не имевших никакого отношения к стипендиатам или сотрудникам ЦМП.
«Я передал все материалы правоохранительным органам, включая документы с подписями бывшего руководства. В течение девяти лет происходили эти хищения, руководство подписывало документы, но ничего не произошло», рассказал Мелдешов.
В итоге посадили заместителя главного бухгалтера, который признался в совершении преступления и получил три года тюрьмы. Однако, по словам экс-президента, было очевидно, что в деле участвовали девять человек. Пятеро из них на протяжении девяти лет получали деньги на свои карточки. Потом они заявили, что передавали карточки заместителю главного бухгалтера «случайно».
Помимо этого, была схема отмывания денег, связанная с научными стажировками.
«Это напоминало сериал “Спрут”. Была создана целая схема, в которую были вовлечены люди из различных ведомств. Мне пришлось эту схему закрывать. Я доложил министру, и он сказал немедленно прекратить её, созвать пресс-конференцию и объявить об этом. Однако я побоялся вызывать лишний ажиотаж и ограничился тем, что закрыл схему», рассказал он.
Научные стажировки предполагали возможность поехать за границу для прохождения научно-практической стажировки. Но на деле всё было иначе. Люди, зачастую с минимальным знанием английского языка, подавали заявки и получали стипендии. Им оплачивали проживание, питание, перелёты и другие расходы. Они проводили время за границей, якобы проходя стажировку, и возвращались с фиктивными документами о прохождении курса.
В результате выигрывали не только те, кто «стажировался», но и те, кто отправлял их на эти стажировки. Некоторых отправляли в фиктивные организации, созданные за рубежом, куда направлялись сотни тысяч долларов. Выгода оставалась у людей в Казахстане, организовавших эту схему.
«Когда я разобрался в ситуации, ко мне пришли умные люди и сказали, что это огромная система. Министр сказал мне разобраться и доложить правоохранительным органам. Я ему ответил: “Я вам не комиссар Каттани. Меня могут убить возле подъезда за это. Тут замешаны десятки миллионов долларов и серьёзные люди”. Некоторые фамилии действительно фигурировали в этом проекте, но я не хотел углубляться в расследование, так как это могло быть опасно», рассказал спикер.
За год до увольнения министра Сагадеева Мелдешов написал заявление на увольнение. Но министр отказал ему в этом. После того как был назначен новый глава ведомства, экс-президент ЦМП попробовал уволиться вновь.
«На этот раз я даже пригрозил руководству министерства: “Слушайте, ребята, если вы не подпишете заявление, вам же будет хуже, потому что я буду вам мешать”. В итоге моё заявление было принято, и я покинул должность. Никакая коррупционная схема со мной не сработает. Я отправлял на три буквы чиновников любого ранга», рассказал он.
Мелдешов также упомянул случай, когда заместитель руководителя администрации президента вызвал его в кабинет и заявил, что ему «будет капут».
«Потому что я отказался незаконно отправить по программе “Болашак” одну семейную пару. Я сказал, что это противоречит правилам. Он заявил, что мне “капут”. Это был Майлыбаев. Бывший руководитель администрации президента также угрожал мне, сказав: “Я тебя закатаю в асфальт”. Чтобы вы понимали, с каким уровнем фамилий мне приходилось работать и кому я должен был отказывать», добавил он.