Нефтегазовая промышленность по-прежнему остается важнейшей отраслей экономики Казахстана, занимая, по данным Агентства по стратегическому планированию и реформам, порядка 20% доли ВВП страны. Проекты в этой сфере имеют длительные сроки реализации и возврата инвестиций, и при этом они сопряжены с высоким уровнем риска. В связи с этим важно определить наиболее эффективные источники финансирования и оптимальное их сочетание, передает Toppress.
При разработке нефтедобывающих месторождений речь часто идет о частных инвестициях. Поэтому серьезное значение имеет работа по созданию и поддержанию инвестиционной привлекательности. К факторам, напрямую влияющим на инвестклимат в стране и отрасли, относятся: налогообложение, состояние рынка труда, соблюдение законности и, в частности, прав инвестора, уровень устойчивого развития, прозрачность, эффективность и подотчетность регуляторных норм, механизмы государственной поддержки, уровень жизни региона и степень развития интересующего инвестора сектора экономики, уровень пенетрации технологических решений, предназначенных как для оптимизации деятельности производства, так и для повышения транспарентности бизнес-процессов.
По какому пути пошел Казахстан
Минерально-сырьевая база, особенно в сфере нефти, представляет собой сюжетообразующий символ суверенитета Казахстана, средство для обеспечения уровня жизни и источник благосостояния. В данный момент в стране активно разрабатываются крупные месторождения нефти и газа, а также имеются запасы углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря.
Государства, находящиеся в Каспийском регионе (такие как Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Россия), которые обрели независимость после распада СССР, столкнулись с критическим недостатком ресурсов, необходимых как для разработки собственных богатых нефтяных запасов, так и для поддержания прежнего уровня добычи. Это обстоятельство заставило их обратиться к западным странам и транснациональным энергетическим компаниям за помощью. Запад же рассматривает Каспийское море как второй Персидский залив, чем и был обусловлен интерес энергетических компаний к инвестициям в страны Центральной Азии.
К самым крупным нефтегазовым проектам с участием иностранного капитала в Казахстане относятся:
Причем структура экономики Казахстана сегодня акцентирована на экспорт сырья. Поэтому отечественной горнодобывающей промышленности немаловажна инвестиционная привлекательность для дальнейшего роста.
Что снижает инвестпривлекательность
Инвестиционная привлекательность – это обобщенная характеристика совокупности условий для инвестиционной деятельности, предопределяющих целесообразность инвестирования. Оценка инвестиционной привлекательности стоит на первом месте при принятии того или иного решения. Что касается перспективных секторов экономики, то многие инвесторы, согласно данным авторитетных опросов, уверены, что основная часть инвестиций в Казахстане в среднесрочной перспективе будет направлена на энергетическую отрасль.
Говоря об инвестиционной привлекательности региона, иностранные инвесторы выделяют наличие стимулирующих программ для ведения крупного бизнеса, осознанное потребление, уровень жизни, производительность труда, техническое состояние объектов, размер их кредитных обязательств, предположительную продолжительность инвестирования и операционной деятельности, ожидаемую капитализацию, а также стоимость финансирования по фиксированной или гибкой процентной ставке. Тогда как одним из ключевых негативных факторов, которые оказывают существенное влияние на снижение инвестиционной привлекательности экономики или какой-то отдельной ее части, считается коррупция, а также бюрократическое отношение к работе.
Для примера. Недавно стало известно, что АО “Каспий нефть”, добывающее нефть на месторожеднии Айранколь в Атырауской области, получило крупный экологический штраф. Речь шла о 13 млрд тенге, которые компания выплатила в Национальный фонд РК. Сумма небольшая, так как компания является одним из самых крупных налогоплательщиков РК (76 млрд тенге в виде налогов за 2023 год), однако эта ситуация создала опасный прецедент, который кратно снижает инвестиционную привлекательность всей нефтегазовой отрасли для иностранных инвесторов. Штраф был наложен за превышение лимита хранения отходов, образующихся при производстве.
Позже в самой компании заявили, что никаких отходов на территории месторождения не хранится, а свои выводы регуляторные органы сделали на основании изучения накладных на вывоз отходов: суммировали все зафиксированные документально отходы, сочтя при этом, что они хранятся на территории месторождения. В “Каспий Нефть” решили обжаловать решение суда, так как оно де-факто наносит вред ее деловой репутации, однако вопрос не в том, сумеет ли одна нефтедобывающая компания (не самая крупная в РК) отстоять свое доброе имя. Сам факт того, что к внушительному штрафу привели бюрократические манипуляции, сказывается на уровне инвестиционной привлекательности отрасли.
Капиталоемкость нефтедобывающего сектора является фактором, определяющим его развитие. Развитие нефтедобычи создает качественные рабочие места с высоким уровнем дохода (что отдельно важно для роста благосостояния регионов), обеспечивает достаточный уровень сырьевой базы страны, делая страну конкурентоспособной на мировом рынке, и, в частности, провоцирует развитие отраслевых технологических решений, предназначенных для того, чтобы оптимизировать производственные и бизнес-процессы и повысить эффективность работы.
Привлечение инвестиций обеспечивает непрерывный рост важных для сектора показателей, тогда как прецеденты, демонстрирующие уязвимость инвесторов, значительно замедляют этот процесс. Возвращаясь к примеру и последствиям сиюминутных решений: независимые нефтедобывающие организации-недропользователи Казахстана считают, что штраф наложен неправомерно. Объясняют они это тем, что регуляторные органы применяют ряд регламентируемых Экологическим кодексом норм избирательно (в распоряжении редакции имеется соответствующее письмо-обращение).
Добыча и переработка нефти – одна из основ экономической стабильности государства. Во всяком случае, пока несырьевой экспорт находится на стадии развития и не дает такого эффекта, который позволил бы не думать о так называемой “сырьевой игле”. В сложившихся обстоятельствах важно давать иностранным и частным инвесторам четкое понимание, что они могут вести бизнес на территории республики, не опасаясь регуляторных эксцессов, приводящих к финансовым и репутационным потерям, иначе отрасли в среднесрочной перспективе грозит стагнация.