Для Казахстана Армения является надёжным и проверенным временем близким партнёром. Наши народы связывают крепкие узы дружбы, общая история и схожие культурно-гуманитарные ценности. Об этом заявил Глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе переговоров с Президентом Армении. Ваагн Хачатурян посетил РК с официальным визитом. Перспективы развития отношений двух стран наша редакция детально обсудила с независимым экспертом, магистром филологических наук Зариной Есбулатовой, передает Toppress.kz.
Зарина Сатхановна, в ходе переговоров президентов Казахстана и Армении, Касым-Жомарт Токаев отметил, что РК заинтересована в выводе казахско-армянского сотрудничества на качественно новый уровень. На Ваш взгляд, в каких направлениях стороны могут усилить партнёрство?
На мой взгляд, стороны могут усилить партнёрство в таких направлениях, как торгово-экономический сектор, сельское хозяйство, транспортно-логистическая сфера, финансовая и банковская отрасли, а также культурно-гуманитарная. Здесь Казахстан и Армения могут более качественно усилить двусторонние партнёрские отношения. На мой взгляд, у этого двустороннего сотрудничества есть большое будущее, потому что Армения издревле считалась важным союзником Казахстана во многих политических отношениях. В связи с этим, для РК сотрудничество с Арменией очень дорого и важно, поскольку Армения — это один из ключевых партнёров Казахстана на Кавказе. Соответственно, сегодня в век технологий, в век информации необходимо более точно и более глубоко усиливать двусторонние партнёрские отношения, и здесь, на мой взгляд, играет ключевую роль региональная безопасность. Сегодня нужно, чтобы Казахстан и Армения улучшали свои двусторонние отношения именно в плане обеспечения коллективной безопасности. Наши страны могут сотрудничать на двустороннем уровне с точки зрения обеспечения региональной безопасности, сотрудничества во всех отраслях, в том числе в экономической. Это должно стать одним из самых приоритетных направлений во внешней политике обеих республик.
В Казахстане очень дорожат дружественными отношениями с Арменией, – резюмировал Глава нашего государства. В чём конкретно это появляется?
Дело в том, что дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Армения были установлены 27 августа 1992 года. С периода обретения независимости Казахстан и Армения развивают двусторонние отношения в духе партнёрства и взаимовыгодного сотрудничества. Разумеется, основными документами, регламентирующими двусторонние отношения, является “Договор об основах отношений между Республикой Казахстан и Республикой Армения” от 19 января 1993 года, а также “Договор о дружбе и сотрудничестве”, который был заключён между Республикой Казахстан и Республикой Армения 1 сентября 1999 года. Поэтому в этом году 25-летие со дня заключения данного договора – Договора о дружбе и партнёрстве, является юбилейной исторической датой.
Казахстанско-армянские отношения должны выводиться на более развитый уровень в плане технического сотрудничества, т. е. лучшие учёные, научные работники, интеллигенция, лучшие умы должны сотрудничать друг с другом в плане развития науки, ради будущего благополучия граждан двух стран, очень важно, чтобы они были вовлечены в процесс развития двустороннего сотрудничества между Казахстаном и Арменией. В целом, можно сказать, что отношения между двумя странами имеют исторический характер, соответственно, и новые перспективы дальнейшего развития играют будут играть в этом главную роль.
Кроме того, следует отметить, что 12 октября 2005 года в Ереване состоялось первое заседание Межправительственной казахстанско-армянской комиссии, которая расшифровывается как МПК по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которого был рассмотрен широкий круг вопросов политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Такие события, которые происходили ещё в середине 2000-х годов, на двустороннем дипломатическом уровне уже сыграли свою значительную историческую роль в дальнейшем развитии двусторонних отношений между Казахстаном и Арменией. Соответственно, это ключевые даты, исторические события, которые значительно повлияли на развитие дипломатических отношений между нашими республиками.
Также следует отметить, что в соответствии с достигнутыми договорённостями в 2005 году, Армению посетила группа казахстанских экспертов по архивам для изучения кыпчакских рукописей в научно-исследовательском институте “Матенадаран” им. М. Маштоца, в Национальном архиве Армении и архиве кыпчакского монастыря Хыпчахаванкта. Сотрудничество между учёными Казахстана и Армении развивается в основном в области социально-политических наук – истории, этнологии и осуществляется в форме совместных научных исследований, конференций, а также семинаров.
Какие возможности для углубления партнёрства открывает Договор о дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Арменией?
Исходя из преамбулы “Договора о дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Арменией”, который вступил в силу 23 мая 2001 года, говорится следующее: “Республика Казахстан и Республика Армения (именуемые далее – Высокими Договаривающимися сторонами), опираясь на существующие дружественные связи и традиции, взаимное уважение между их народами, считают, что неуклонное развитие и укрепление взаимовыгодного сотрудничества между ними отвечает интересам народов обоих государств. Исторические судьбы и благополучие обеих стран неразрывно связаны с укреплением мира, безопасности и стабильности как в Евразийском пространстве, так и во всём мире. Стремясь к сотрудничеству в рамках СНГ и исполнению решимости практической реализации документов, подписанных обоими государствами в рамках СНГ, Армения и Казахстан желают развивать и углублять отношения в политической, экономической, культурной и других областях, подтверждая свою приверженность соблюдению общепризнанных норм и принципов международного права, признавая важность тесного сотрудничества обоих государств в международных организациях и региональных программах договорились о нижеследующем:
Статья 1
Высокие Договаривающиеся стороны основывают свои отношения на взаимном уважении, доверии и согласии, руководствуясь при этом основополагающими принципами ООН и ОБСЕ, а также общепризнанными нормами международного права.
Статья 2
Высокие Договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от участия в каких-либо действиях или мероприятиях, а также в союзах и блоках, направленных против суверенитета, независимости и территориальной целостности другой Высоко Договаривающейся стороны, и не допускать, чтобы её территория была использована в целях агрессии или иных насильственных действий против другой Высоко Договаривающейся стороны. Каждая из сторон запрещает и пресекает создание и деятельность на своей территории организаций и групп, а также деятельность отдельных лиц, направленные против государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности другой Высоко Договаривающейся стороны. При этом Высоко Договаривающиеся стороны будут проводить взаимные консультации по вопросам безопасности на территории Содружества Независимых Государств”.
Таким образом, исходя из содержания преамбулы и статьи №1, №2 “Договора о дружбе и сотрудничестве”, Казахстан и Армения стремятся к обеспечению не только региональной безопасности, но также и глобальной безопасности в регионе в целом. Поскольку обе страны – члены СНГ и ОБСЕ, приоритетными направлениями для внешних политик обоих государств прежде всего является безопасность. Можно констатировать, что основным направлением всегда было, остаётся и будет — обеспечение региональной, глобальной безопасности. В связи с этим, на мой взгляд, в дальнейшем Договор откроет такие перспективы, как улучшение и укрепление региональной и глобальной безопасности. Это сегодня очень важное направление в политике любого государства. А если есть безопасность, то суверенитету Казахстана и суверенитету Армении ничего не будет угрожать. Поэтому важно в рамках ОБСЕ и СНГ укреплять совместное сотрудничество в части обеспечения региональной безопасности.
Какие имеются совместные успехи у Казахстана и Армении в культурно-гуманитарном плане? Как на укреплении взаимоотношений двух стран скажется проведение Дней культуры Армении в Казахстане?
Как известно, в период с 15 по 16 октября 2024 года в Астане планируется проведение Дней культуры Армении в Казахстане. Запланирован ряд культурных и творческих мероприятий. Открытие дней армянского кино начнётся с анимационной программы «Волшебный мир армянской анимации», который состоится в кинотеатре «Кинопарк» в Астане. Состоится торжественный концерт с участием государственного джазового оркестра Армении. Он будет представлен зрителям в Казахском национальном музыкально-драматическом театре им. К. Куанышбаева. Стоит отметить, что государственный джазовый оркестр Армении был создан в 1938 году и стал одним из первых джазовых коллективов СССР. Сегодня это один из лучших оркестров мира, который известен своими яркими музыкантами и богатейшим репертуаром. Важно подчеркнуть, что ещё будет организована фотовыставка, посвящённая 100-летию творчества С. Параджанова, на ней будут представлены около 45 фотографий из архива музея Сергея Параджанова, из которых 20 посвящены его повседневной жизни, творческим замыслам и ещё 25 – его художественным произведениям. 16 октября состоится показ фильма, который называется «Яша и Леонид Брежнев» режиссёра Эдгара Багдасаряна. Дни культуры Армении в Казахстане будут завершены показом спектакля «Лю-Беф» государственного театра «Амазгаин» имени С. Саркисяна, который состоится в Казахском национальном музыкально-драматическом театре им. Калибека Куанышбаева.
На мой взгляд, такие мероприятия способствуют развитию и укреплению культурно-социальных отношений между народами Армении и Казахстана. Таким образом, казахстанцы смогут познакомиться с культурой армянского народа. В особенности, с кино, музыкой, искусством, с фотоискусством и улучшить, углубить свои знания, связанные с культурой, обычаями и традициям армянского народа. Такие мероприятия очень важны, потому что они, как правило, способствуют более глубокому пониманию той или иной культуры, укреплению межкультурной коммуникации между казахским и армянским народами.
Ещё с точки зрения культурных отношений нужно сказать следующее: Казахстан и Армению объединяют не только экономические интересы, но и богатые культурно-исторические связи. Дело в том, что культурно-гуманитарное сотрудничество между обоими государствами было подкреплено Межправительственным соглашением “О сотрудничестве в области культуры”, которое было заключено 6 ноября 2006 года. Также в 2023 году 27 апреля в рамках девятого заседания Межправительственной казахстанско-армянской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству была подписана Программа сотрудничества в области культуры двух стран на 2023-2025 годы. Данный документ будет являться ключевым в плане развития культурно-деловых связей между Казахстаном и Арменией. Таким образом, мы можем видеть, что выстроена программа на ближайшее время именно в плане проведения Дней культуры, развития социально-культурных отношений между Казахстаном и Арменией. Данный документ очень важен, он является приоритетным в культурном сотрудничестве между двумя государствами.
В плане культурного сотрудничества также ещё стоит отметить следующий факт, в апреле 2024 года, во время официального визита Президента Казахстана в Армению была подписана Программа сотрудничества в области физической культуры и спорта между нашими республиками на 2024-2026 годы. В мае в Ереване был подписан Меморандум о сотрудничестве между Академией государственного управления при Президенте РК и государственной Академией управления при Премьер-министре Республики Армения. Здесь основной акцент делается на сотрудничество в сфере образования и науки. Мы можем видеть, что именно культурное сотрудничество в образовательной сфере начинает улучшаться, оно становится более перспективным и открытым. Подписываются различные меморандумы между высшими учебными заведениями двух стран. Оба государства стремятся к взаимному сотрудничеству во многих сферах. Сфера образования сегодня является ключевой во всех отраслях. Без образования не будет будущего у молодых специалистов, у студентов. И поэтому, на мой взгляд, это правильные подходы глав обоих государств для того, чтобы улучшать сотрудничество в сфере образования, с целью подготовки высококвалифицированных кадров и управленцев обеих республик. Необходимо, чтобы улучшалось сотрудничество в обеспечении качественного образования и региональной коллективной безопасности. Это два самых главных и, в то же время, разных направления, важных для развития любых дипломатических отношений.
Ваагн Хачатурян поблагодарил Касым-Жомарта Токаева за тёплый приём и заявил о приверженности курсу на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с Казахстаном. О чём говорит это заявление Президента Армении?
На мой взгляд Президент Армении здесь имел ввиду то, что необходимо дальше улучшать политическое сотрудничество между Казахстаном и Арменией, также речь идёт об улучшении и углублении объёма взаимной торговли. Как известно, он увеличился в 2,4 раза. В рамках визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Ереван, прошёл казахстанско-армянский бизнес-форум, в котором участвовало более 150 представителей деловых кругов двух стран, а также руководители госорганов и нацкомпаний, отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций. В дальнейшем именно объём взаимной торговли должен быть увеличен ещё в несколько раз для того, чтобы улучшить товарооборот. Таким образом, казахстанско-армянские торговые отношения выйдут на новый более продуктивный уровень.
Казахстан инвестировал в экономику Армении 56,5 млн долларов. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, по итогам 2023 года товарооборот между Казахстаном и Арменией составил 53,1 млн долларов. Это экспорт, который составлял 33,3 млн и импорт – 19,8 млн долларов. С января по июль 2024 года уровень взаимной торговли составил 17,9 млн долларов. Это был экспорт на 9,4 млн долларов и импорт на 8,5 млн долларов. Таким образом, необходимо больше инвестировать в экономики обоих государств для улучшения товарооборота и, соответственно, импорта и экспорта, для улучшения качества импортируемых и экспортируемых товаров обеих республик. Следует отметить, что сравнительно низкий уровень товарооборота отмечается из-за высокой доли транспортных расходов, это отсутствие железнодорожного сообщения и сложная автомобильная логистика, которая вызвана закрытой границей между Арменией и Азербайджаном.
С точки зрения финансов и экономики, следует обратить внимание на следующие факты, за период с 2005 по 2024 годы прямые иностранные инвестиции из Армении в Казахстан составили 20,6 млн долларов и 56,5 млн долларов – из Казахстана в Армению. Кроме того, в РК зарегистрировано 435 юридических лиц, филиалов и представительств с армянским участием.
Касым-Жомарт Токаев подтвердил готовность казахстанской стороны и далее предоставлять Алматинскую площадку для переговоров между Азербайджаном и Арменией по заключению мирного договора. О чём свидетельствует этот момент? По Вашему мнению могут ли представители сторон встретиться в РК?
Как известно, сейчас отношения между Азербайджаном и Арменией остаются напряжёнными, как в дальнейшем эти отношения будут развиваться, зависит только от двух стран. В целом, Казахстан всегда был и остаётся миролюбивым государством. И на мой взгляд, в будущем РК вполне может предоставить Алматинскую площадку для дальнейшего урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией, и возможно Казахстан станет одним из участников их примирения. Наша республика всегда выступал мостом между Европой и Азией. Так что вполне возможно РК внесёт свой вклад в урегулирование данного сложного напряжённого конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Как Вы оцениваете миссию Казахстана по урегулированию международных конфликтов?
Приведу в пример документ «О концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2020 годы», который был подписан Президентом Касым-Жомартом Токаевым 6 марта 2020 года. Согласно главе первой данного документа «Анализ текущей ситуации», современная система международных отношений переживает сложную трансформацию, основными признаками которой является кризис доверия и повышения конфликтности, в том числе, в следствие снижения функциональности многосторонних институтов безопасности и диалога, низкой эффективности механизмов превентивной дипломатии и конфликтного урегулирования. Далее размывание основополагающих принципов международного права, столкновения в мировом масштабе двух основных тенденций: глобализма и национализма, что создаёт серьёзные риски для средних и малых государств. Также обострение традиционных вызовов и угроз безопасности, таких как терроризм, экстремизм, гонка вооружений, в том числе ракетных, ядерных и космических, изменение климата и целого ряда других угроз и вызовов. Возникновение новых факторов, влияние на геополитику и экономику, в том числе связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, феноменами гибридных и кибер-войн. Здесь речь идёт об эрозии современной модели глобализации международной торговой системы, увеличении разрыва в экономическом и технологическом развитии между странами и регионами, уязвимость глобальной финансовой системы, ужесточении торговых и валютных войн, санкционное противостояние. Поэтому в данном документе написано, что за годы независимости наша страна укрепила свои позиции на международной арене. Казахстан утвердился, как миролюбивое открытое государство, как надёжный партнёр в глобальных и региональных делах. РК вносит весомый вклад в формирование и реализацию глобальной региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития. При этом основное внимание уделяется всемерному и незыблемому отстаиванию национальных интересов и конструктивному продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.
Миссия Казахстана по урегулированию международных конфликтов является важной составляющей его внешнеполитической стратегии, направленной на укрепление региональной и глобальной безопасности. С момента обретения независимости в 1991 году, РК активно развивала дипломатическую роль, как миротворца и посредника в международных отношениях. Эта политика исходит из стремления страны поддерживать стабильность в Центральной Азии и за её пределами, а также из традиций многовекторной внешней политики.
Какой опыт в урегулировании мировых конфликтов имеется у нашей страны?
Ядерное разоружение и инициатива против распространения ядерного оружия: Казахстан показал пример для мира, добровольно отказавшись от четвёртого по величине ядерного арсенала, унаследованного после распада СССР. В 1991 году страна закрыла Семипалатинский ядерный полигон и подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. Этот шаг укрепил международный авторитет Казахстана, как сторонника глобальной безопасности и мирного разрешения конфликтов. В последующие годы РК стала активным участником международных переговоров по ядерному разоружению, что закрепило его статус как государства, способствующего диалогу по вопросам глобальной безопасности.
Астана, как площадка для мирных переговоров: Казахстан принимал важные международные встречи и переговоры по урегулированию конфликтов. Одним из ярких примеров стала серия переговоров по Сирии, известная как Астанинский процесс. С 2017 года в Астане велись встречи между правительственными силами Сирии и оппозицией при участии России, Турции и Ирана. Казахстан выступил нейтральной площадкой для диалога, что позволило сторонам обсуждать мирное разрешение конфликта.
Миротворческие инициативы на региональном уровне: Казахстан активно участвует в деятельности международных организаций, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), где в 2010 году он был председателем. В период председательства РК в ОБСЕ, наша страна фокусировалась на вопросах предотвращения конфликтов, управления кризисами и укрепления стабильности в Евразии.
Участие в ООН и миротворческих операциях: Казахстан принимал активное участие в миротворческих операциях ООН и инициативах по предотвращению конфликтов. Например, республика предоставляла свои силы для участия в миротворческих миссиях и поддерживала усилия по урегулированию международных кризисов через дипломатические каналы. Казахстан также был непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годах, где фокусировался на вопросах безопасности в Центральной Азии, Афганистане и на борьбе с терроризмом.
На каких принципах основана внешняя политика Казахстана?
Внешняя политика Казахстана основана на принципах многовекторности, нейтралитета и диалога. Стремление к мирному разрешению конфликтов и роль посредника в международных спорах усиливают имидж РК, как стабильного и предсказуемого партнёра на международной арене. Вот несколько ключевых аспектов влияния миротворческой миссии на внешнюю политику Казахстана:
Многовекторная дипломатия: РК сохраняет дипломатические отношения как с западными странами, так и с государствами Востока, что позволяет ему играть уникальную роль в глобальных процессах. Поддержание хороших отношений с Россией, Китаем, США и Европейским Союзом даёт республике гибкость в её внешнеполитических инициативах.
Региональная безопасность и стабильность: Казахстан активно продвигает вопросы безопасности в Центральной Азии, особенно в свете таких вызовов, как терроризм, наркотрафик и конфликты в Афганистане. Участие в региональных и международных организациях помогает РК выступать гарантом стабильности в регионе.
Имидж нейтральной площадки для переговоров: Организация Астанинского процесса и других дипломатических встреч укрепляет репутацию Казахстана как нейтрального и доверенного посредника в международных конфликтах. Это открывает новые возможности для страны в рамках миротворческой и дипломатической деятельности.
Экономическая дипломатия: Участие в международных миротворческих инициативах усиливает доверие к Казахстану со стороны других стран и международных организаций, что положительно сказывается на его экономической политике. РК использует свой статус миротворца для привлечения инвестиций и улучшения отношений с экономически развитыми странами.
Таким образом, опыт Казахстана в урегулировании международных конфликтов, его миротворческая деятельность и активная внешнеполитическая позиция способствуют укреплению его роли на мировой арене как страны, способствующей миру, диалогу и безопасности.