Известный журналист Гульжан Ергалиева на своей странице в Facebook высказалась о деле автора и владельца анонимного телеграм канала «Дикая орда» Данияра Адильбекова:
«АДИЛБЕКОВ САМ СЕБЯ ПОСАДИЛ.
Как известно, астанинский суд на днях вынес приговор по делу Адилбекова, автора и владельца анонимного телеграм-канала “Дикая орда” – 4,5 лет лишения свободы ему и 3 года условно нефтетрейдеру Саудегерову, которого назвали источником “ложного доноса” на вице-министра энергетики Е. Аккенженова. Адилбекова судили также по моему иску за две публикации о том, что я брала деньги у Бишимбаевых за интервью на Елмедиа с адвокатами Куандыка Бишимбаева. Чего конечно не было. Был еще третий иск от гражданина Бахрейна, директора аэропорта, на которого подсудимый написал чьи-то сплетни.
Следствие шло долго, почти 4 месяца, суд шёл ещё 3 месяца. В итоге Адилбеков свою вину ни по одному эпизоду не признал, хотя у него был шанс пойти на “мировое соглашение”, которое я ему предложила.
Подсудимый и его адвокаты вели процесс агрессивно, не дисциплинировано, выступали по 2-3 часа каждый без ограничений, повторяя одно и то же по 15 раз, при этом фактически не давали нам толком выступить, каждый раз перебивали, вскакивая с мест и дружно вносили так называемые протесты. Отказались отвечать на мои вопросы подсудимому, всячески демонстрировали свое презрение. Проще говоря, адвокаты (где-то 5 или 6) устроили себе “свободный режим” на этом процессе. Я ещё не видела такого “терпеливого” судью, которая молча переносила все выходки адвокатов и подсудимых и давала им волю говорить столько, сколько влезет (например, на зачитывание одного ходатайства у них уходило по 2 и более часов). Я же за 2 заседания получила возможность говорить не более 40 минут.
В общем, шума было много, но при этом защита так и не смогла доказать правдивость материалов Адилбекова, в частности обо мне. Все очень голословно и абстрактно. Хотя они кричали в суде, что сам Куандык Бишимбаев признавался Адилбекову в СИЗО, что все материалы в его защиту были оплаченными. Вот их главный аргумент.
Я им предложила: хорошо, сходите к родителям Бишимбаева, возьмите у них признание, что они платили Ергалиевой деньги. Или найдите адвокатов Бишимбаева и попросить их, чтобы тот черкнул пару строк про то, что моё интервью было заказным и я получила за него 10 млн тенге, а тюремное начальство пусть поставит печать на этом показании. Принесите хоть что-нибудь, что доказывает правоту Адилбекова. Но, по моему мнению, “генеральной линией” защиты была только дерзость и даже наглость абсолютного отрицания вины, причём бездоказательного. (Я уже молчу про оскорбления в мой адрес самого Адилбекова в своём “последнем слове”). Не могу судить о линии защиты по другим искам, но по моему эпизоду стратегия была не просто непродуктивной, но и откровенно инфантильной.
И вот сегодня читаю, что мать Адилбекова и один из его адвокатов провели пресс-конференцию в Астане по поводу вынесенного приговора. Понятно, что мать осуждённого считает приговор несправедливым. Про пытки и процессуальные нарушения, про которые говорилось на пресс-конференции, ничего сказать не могу, так как это не моя компетенция. Но категорически возражаю против заявления Гаухар Бушбакпаевой, матери Адилбекова, что якобы “Экспертиза не подтверждает ложность текстов, написанных моим сыном. В деле нет состава преступления”. Поскольку заявительница обратилась к президенту Токаеву, мол, спасите-помогите, то я утверждаю, что экспертиза полностью признала ложность текстов Адилбекова и установила все признаки оскорбления и подрыва деловой репутации всех, кого оболгала “Дикая орда”. Я читала все 8 томов уголовного дела и там есть доказательства похлеще того, как Адилбеков злоупотреблял журналистским ремеслом, причём цинично…
Кроме того, как пишет пресса, “адвокат Абилбекова Адильжан Маутканов отметил, что приговор вынесли практически сразу после его выступления в суде, что означает, что судья не приняла во внимание никаких доводов в защиту журналиста”. Тоже ложь! Судья 3 месяца терпеливо выслушивала так называемые доказательства того же Маутканова, который никак не ограничивал себя в суде часовыми спичами. Куда еще больше думать суду? Все было и так ясно. Ясно, что доказательств невиновности Адилбекова не было представлено и что подсудимый не признает свою вину (хотя бы частично и хотя бы хоть по одному иску из трех). Например, по моему эпизоду, где очевидно наврал и не мог доказать обратное.
Адвокат также сегодня заявил, что “шансы на смягчение приговора в апелляционном порядке он тоже оценил невысоко”. Ну вот ещё одно доказательство либо непрофессионализма адвокатов, либо умышленного намерения “все отрицать!”. Поскольку сам Адилбеков оказался слабым и ведомым человеком, то им явно кто-то манипулирует. Его, скорее всего, вовлекли в информационные игрища, главным образом в “войне за нефть”, в которой кто-то очень заточился на вице-министра. Хотя и я, и адвокат вице-министра говорили, что мы не стремимся посадить Адилбекова в тюрьму. Только пусть признает свою вину, что оболгал. Однако Адилбеков выбрал заточение, которого боится меньше, чем заказчиков. Даже его собственные адвокаты против него, если заявляют такое. На самом деле у Адилбекова есть шанс на переквалификацию статей, если он на аппеляции признает свою вину. В таком случае лично я напишу заявление в суд с просьбой “наказать, но без лишения свободы”. Думаю, что и остальные истцы так бы сделали. Но Адилбеков, похоже, не решает за себя. Поэтому при чем тут президент Токаев?”.