В селе Құлынжон Восточного Казахстана, в 160 км от Өскемен, находится уникальная школа «Ybyrai mektebi», где обучение построено на уважении к каждому ученику и поощрении творческой свободы. Здесь дети учатся в атмосфере доверия: вместо строгих запретов, таких как «не бегай по коридорам», им предоставляют свободу, ведь каждый ребёнок — первооткрыватель, а мир — пространство для его открытий. Этот подход принес впечатляющие результаты — уровень знаний школьников вырос с 50% до 100%. Цель школы — поделиться уникальной методикой обучения с другими сельскими школами и повысить уровень образования в Казахстане. Наш фотокорреспондент побывал здесь и встретился с директором Аралбеком Берікұлы, который рассказал о зарождении проекта и будущем «Ybyrai mektebi», передает Toppress.kz.
Вот так сейчас выглядит школа «Ybyrai mektebi» на фоне небольшого села с населением всего 700 человек. Ремонт здания был проведен только в 2016 году, до этого школа находилась в плачевном состоянии и рисковала закрыться. Теперь же эта школа и её первопроходцы-учителя войдут в историю как первая сельская школа с инновационным подходом к образованию.
Школа, построенная в 1966 году, нуждалась в ремонте — всё было ветхим и устаревшим. Спустя пятьдесят лет, она наконец-то получила шанс на обновление и развитие. Один из учителей написал письмо Айдыну Рахимбаеву с просьбой о помощи. В письме описывалось, что крыша школы протекает, с окон сильно дуло, отопление зимой замерзает, учителям приходится прогревать помещения, школа тёмная, холодная, со старым оборудованием и партами. В ответ на письмо Рахимбаев решил полностью обновить школу. В мае 2016 года начались ремонтные работы: всё выносилось — крыша, окна, полы, оставались только несущие стены, как каркас школы. Жители волновались, что дети не смогут пойти в школу к сентябрю, но в сентябре Айдын Рахимбаев прилетел на вертолёте и торжественно открыл обновлённую школу, перерезав ленту.
Несмотря на новый ремонт, современное оборудование и обновлённый внешний вид, оставался главный вопрос — качество образования, которое было в удручающем состоянии. Школа находилась на грани закрытия, сталкиваясь с серьёзными проблемами: ученики пятого класса не знали таблицу умножения, а старшеклассники не могли справиться с задачами уровня шестого класса. Айдын Рахимбаев принял решение взять школу под опеку и помочь поднять уровень знаний школьников. Так родился проект «Ybyrai mektebi», инициированный фондом Aidyn&Anar Rakhimbayev Foundation при сотрудничестве с Michigan State University (MSU) — одним из лучших университетов мира в области педагогики. С 2016 по 2022 год в школе сменилось около пяти директоров, но значительных академических изменений так и не произошло. Организация поездок для учеников и учителей в столицу и культурные мероприятия не помогали. Айдын Рахимбаев стремился к более системным улучшениям в сельском образовании, что и подтолкнуло его к публикации поста в соцсетях о поиске нового директора и поддержке проекта. Этот пост случайно увидел Аралбек Берікұлы, и этот момент изменил не только направление развития школы, но и жизнь самого Аралбека.
– Я родом из Актобе, и судьба привела меня с запада Казахстана на восток, – рассказывает директор Аралбек Берікұлы. В 19 лет, как студент из многодетной семьи, я вынужден был искать подработку: стипендия в 7500 тенге едва покрывала расходы. Победа на олимпиаде помогла мне поступить на механико-математический факультет МГУ, и по программе я должен был учиться 2 года в Астане, а затем 3 года в Москве. Однако уже после первого курса я понял, что для покрытия базовых потребностей придётся самостоятельно зарабатывать. Поскольку я окончил физико-математическую школу, мне хотелось использовать свои знания, и, следуя совету друзей, я устроился в частный образовательный центр, где мне доверили одну группу одиннадцатиклассников. Через месяц эти ученики захотели видеть меня как основного преподавателя. Этот момент стал поворотным для меня: я осознал, что моё место — в образовании. Вскоре я уже преподавал 150 ученикам, проводил тесты и помогал им осваивать материал, и это утвердило меня в мысли, что я выбрал правильный путь. Постепенно я развивал образовательные инициативы, открыв собственный центр, записывая бесплатные видеоуроки для сельских школ и разрабатывая авторские учебные пособия. После пандемии меня пригласили занять позицию заместителя председателя в РФМШ, где я начал работу с учителями, веря, что обучать учителей — значит подготовить больше учеников: если 100 учителей смогут обучить по 100 детей, то польза от моей работы умножится многократно. Через несколько месяцев Айдын Рахимбаев объявил о поиске директора для одной из сельских школ, и я сразу понял, что хочу принять участие в этом проекте. Моя цель — создать систему, которая будет развивать сельские школы, независимо от финансирования, и которую можно будет внедрить по всей стране.
– Когда я увидел пост Айдына Рахимбаева, почувствовал настоящий “сигнал от сердца”. Уже собрался выходить из дома, обулся, но, прочитав его сообщение на смартфоне, сразу разулся, подошёл к компьютеру и отправил своё резюме. И после этого началась череда неожиданных событий. Мне предложили должность директора столичного филиала РФМШ (Республиканской физико-математической школы) и престижную позицию преподавателя математики в Дубае. В ОАЭ, которые предлагали очень хорошую заработную плату — около 5 000 долларов, бесплатное жильё, автомобиль, места в детском саду для двоих детей и обучение ещё двоих в школе. Одновременно я успешно прошёл собеседование на должность сельского директора. Передо мной стоял выбор: успешная жизнь с комфортом или возможность изменить мир и дать детям из села качественное образование.
– Я уже точно знал, что выберу второе, так как всегда болел и переживал за сельских ребят. Но мне нужно было, чтобы мама прочитала «бата» перед дорогой. А она всё ещё хотела, чтобы я выбрал ОАЭ. Тогда я приехал к ней и сказал, что видел сон, в котором отчётливо понял, что должен выбрать работу в сельской школе. Объяснил ей, что все остальные предложения — работа за границей или должность директора в Казахстане — будут актуальны и в будущем. Если даст Бог здоровья, эти возможности никуда не исчезнут, и, возможно, станут ещё более значимыми, если я успешно завершу этот проект. Но когда-нибудь в 50 лет я могу пожалеть, что не воспользовался шансом помочь сельскому образованию. Я добавил: “Мама, многие покидают страну, уезжают за границу, в том числе умные, ценные специалисты. Если все будут уезжать, кто останется, чтобы поднимать нашу страну?” После этих слов она согласилась: “Жақсы, балам” и благословила меня. Напоследок она спросила: “Ты ведь не знаешь, куда едешь, не представляешь, что значит жить в селе?”
– Адаптация к сельской жизни поначалу давалась непросто. Привыкнув к городской суете, я тосковал по привычным вещам — в селе у нас всего 186 домов, школа, несколько кафешек и магазинов. Здесь нет аптек, суши-баров, караоке, клубов и прочих городских развлечений. Иногда накатывала ностальгия, и поначалу мы с моей большой семьёй уезжали на каждые каникулы в город, чтобы провести время с друзьями и погрузиться в привычный ритм. Но теперь всё изменилось. Сейчас я наоборот избегаю города. Когда приезжаю в Астану и застреваю в пробке, не понимаю, зачем час сидеть в машине, дышать выхлопными газами среди бетонных джунглей. Здесь, в селе, у меня свежий воздух, звёзды над головой и полная тишина, которая стала для меня особенно ценной. Поздно вечером, выходя из школы, я чувствую несравнимое ощущение спокойствия, забытое в городах. На каникулах я предпочитаю оставаться здесь, в город едем только по необходимости. Натуральная еда, отсутствие привычки к фастфуду и газировкам — всё это отошло на второй план. На первом теперь — свежий воздух и простота. Это более осознанный и здоровый образ жизни, который мне по-настоящему по душе.
— Но вернемся к нашей школе. После одобрения моей кандидатуры на должность директора сельской школы в январе я отправился в село. Со мной были два коллеги — учитель математики и тренер, который также организовывал speaking club по английскому. В середине учебного года, с началом третьей четверти, я официально возглавил школу, и здесь началась совершенно новая история. Внешне здание было отремонтировано, условия казались хорошими, но обстановка оставалась удручающей. Я столкнулся с серьёзными проблемами: коррупцией, распитием алкоголя учителями прямо в здании школы, празднованием дней рождения всего коллектива в школьной столовой. Пропадали школьные ресурсы — домбры, компьютеры — и никто не занимался расследованием этих пропаж. Одной из самых серьёзных проблем была культура общения: дети постоянно подвергались крикам со стороны сотрудников, начиная с вахтёров и заканчивая учителями и администрацией.
– Ситуация в сельских школах — следствие кадрового дефицита и недостаточной квалификации педагогов. Хотя сельским учителям положена 25% надбавка, многие остаются лишь ради зарплаты, не вкладываясь в обучение. Стартовые зарплаты здесь — от 250 000 тенге и могут доходить до 600 000 тенге за одну смену, однако часто встречаются сотрудники с заочными или купленными дипломами, что усугубило проблему образования детей. Пример — класс по математике, который я принял: ученики уже были в 8-м классе, а уровень их знаний соответствовал третьему — они только осваивали таблицу умножения. Самые продвинутые ученики знали дроби — это уровень пятого класса. На момент моего приезда в школе было около 120 учеников, и стало ясно, что нас ждёт серьёзная работа для улучшения ситуации и повышения уровня образования. Моей задачей было выровнять их знания до необходимого уровня, изучив программу за 5, 6, 7 и 8 классы, чтобы выйти на курс алгебры и геометрии, о котором они даже не слышали, хотя он начинается с 7 класса.
– Сейчас, спустя два года работы, вы видите совершенно иной результат. Курение и распитие напитков запрещены даже за пределами школы, в соответствии с Законом о статусе педагогов. Учителя теперь знают, что обязаны соблюдать честь профессии не только на работе, но и в повседневной жизни. Я регулярно напоминал коллективу, что именно учитель играет ключевую роль в достижениях школы, способствуя либо росту учеников, либо их регрессу. Мы могли бы полностью сменить коллектив и пригласить квалифицированных специалистов из города, но такая стратегия не подходила: наша цель — создать модель, которую можно масштабировать на другие сельские школы с ограниченными ресурсами государственного обеспечения. Вместо этого мы сосредоточились на методике, которая позволяет заменить максимум троих сотрудников — директора и двух учителей-предметников — сохраняя 95% коллектива. С учителями мы проводили мастер-классы, тренинги, а также регулярные встречи. По результатам примерно 20% учителей стали лояльнее и стали развиваться, включая в привычку чтение книг, ведь если учитель не развивается, он не может вдохновить и обучить своих учеников.
– Наша цель — воспитывать детей на положительных примерах. В казахской культуре есть понятия «тәрбие көрген» (человек, видевший воспитание) и «тәрбие көрмеген» (тот, кто не видел). Воспитание — это не только слова, это пример, который ребёнок видит и повторяет. Если учителя ведут себя неподобающе, ученики начинают воспринимать это как норму. Даже если на уроках педагоги говорят о высоких ценностях, их слова теряют силу, если они противоречат собственному поведению. На этих примерах нам удалось наладить дисциплину и создать атмосферу уважения к профессии учителя, что, надеюсь, принесёт свои плоды.
– Простое понимание того, что дети должны расти не только академически, но и творчески, и физически, помогло изменить подход. Учителя начали понимать: для них, как для родителей и педагогов, такой подход тоже выгоден. Мы прекратили крики на детей, стали организовывать кружковую деятельность и мероприятия, создавая поддерживающую среду. Однако проблема сохранялась — молодые педагоги опасались, что с моим уходом школа вернётся к старым методам, и пытались угодить всем. Эта сложность характерна для сельских школ, где коррупция нередко мешает развитию талантов. Например, ученику, сдавшему пустой лист на олимпиаде, могли дать первое место из-за связей его учителя. Такой подход приводит к деградации сельского образования, оставляя реальные таланты без поддержки. С моим приходом всё изменилось: никаких поблажек, связей с определёнными организациями, партиями или подписок на газеты.
– Мы также начали давать свободу детям. Теперь ученики могут свободно заходить к директору, делиться своими мыслями и предложениями. Раньше, когда детей вызывали в кабинет директора, это всегда означало наказание, и ученики уходили в стрессе. Теперь они могут открыто рассказывать о своих идеях, предлагать проекты и получать поддержку. Учителя тоже имеют возможность выступать с инициативами и получать полное одобрение. Привычка старших подавлять учеников авторитарным тоном постепенно исчезает. Теперь детям разрешено бегать по коридорам во время перемен. Они сидят в классе по 45 минут и заслуживают возможности свободно двигаться и быть детьми.
– Дети в школе стали более раскрепощёнными, их глаза горят. Когда приезжают гости из других школ или из районного отдела образования, они иногда удивляются тому, что дети могут пробежать мимо и не поздороваться. Я объясняю им, что дети не обязаны воспринимать каждого взрослого как кого-то значимого в их мире. Для ребёнка человек в форме или с должностью может быть лишь элементом фона, как дерево или динозавр, особенно если ребёнок глубоко погружён в свои мысли. Мы учим детей приветствовать всех взрослых, но с уважением к их естественному развитию и восприятию.
– Мы готовим новое поколение, начиная с младших классов, так что, по сути, создаём инновационную казахскую школу будущего, адаптированную к нашей степи. Наша цель — сделать это системой, которую можно будет масштабировать. Как я уже упоминал, для следующей школы достаточно всего трёх ключевых сотрудников: директора и двух предметников. Мы готовим команду здесь, на базе «Ybyrai mektebi», где следующим этапом станет строительство интерната для старшеклассников. Планируем набрать классы 9, 10 и 11, чтобы в каждом было по 25 учеников, и привлечь ещё больше учителей, сильных специалистов из городов.
– В перспективе наш проект «Ybyrai mektebi» станет совместной инициативой, направленной на развитие сельских школ, чтобы сельские ученики могли получить качественное образование и внести свой вклад в будущее Казахстана. Они — наш главный ресурс и надежда на развитие страны. Я осознаю, что в Казахстане около 7 500 государственных школ, и 70% из них расположены в сельской местности. Всё, чего мы достигли за три года, — только начало, и система требует дальнейшего усовершенствования. Мы строим новый корпус, приглашаем больше учеников и учителей, чтобы в ближайшем будущем добиваться ещё лучших результатов.
– Нас также поддерживает команда из Мичиганского университета, который занимает лидирующие позиции в мире в области педагогического образования. Профессора, приезжающие к нам, работают над улучшением читательской грамотности начальных классов и цифровой грамотности среди педагогического состава. Один из преподавателей, профессор Хартман, обучает наших учителей использованию технологий в образовании, что значительно облегчает их работу. Кроме того, они помогают в развитии лидерских навыков, чтобы наши учителя могли стать авторами методических пособий и учебников — чего раньше в сельских школах не было.
– Я занимаюсь образовательным лидерством в Мичиганском государственном университете, – рассказывает профессор БетсЭнн Смит,и моя работа сосредоточена на подготовке школьных руководителей, которые способны влиять на системные изменения и поддерживать молодёжное лидерство. Два года назад меня пригласили в Казахстан для обмена опытом с коллегами из школ BINOM, и именно тогда я познакомилась с Аралбеком. С тех пор меня и некоторых коллег несколько раз приглашали сюда, в школу «Ybyrai mektebi», чтобы помочь школе в развитии. Это уже наш третий визит, и каждый раз мы с коллегами поражаемся позитивной культурой школы: дети здесь счастливы, а их отношения с учителями действительно доверительные и искренние. Нашей задачей здесь является помощь в укреплении практик грамотности и поддержка школы в её стремлении к развитию, в её готовности включать новые идеи и подходы для лучшего будущего.
— В этой школе я работаю с 1985 года, — рассказывает преподаватель труда Самархан Демесинов. — Общий стаж у меня 42 года, родился и вырос в этом селе, закончил здесь же школу и продолжаю работать. Я считаю, что наша школа — одна из лучших среди сельских в районе, возможно, даже в области. Когда начался ремонт, мы изначально просили Айдына Жумадиловича только заменить окна, так как работать было невозможно: зимой дети сидели в куртках и полушубках из-за холода. Но вместо этого начался капитальный ремонт, и теперь школа полностью преобразилась. Сегодня дети могут заниматься без верхней одежды, в помещениях тепло, созданы отличные условия. Я не раз выражал благодарность нашему выпускнику Айдыну Жумадиловичу за его неоценимую поддержку.
– Обстановка в школе значительно улучшилась, и это чувствуется. От администрации до учителей — все стараются поддерживать высокий уровень обучения и воспитания детей. В школе есть всё необходимое оборудование и инструменты. Если чего-то не хватает, руководство быстро закупает. Детям интересно работать, они с удовольствием приходят на занятия. В первой четверти у них — визуальное искусство: младшие классы рисуют и делают простые изделия, например домики. Со второй четверти начинается работа с древесиной, в третьей — обработка металлов, а в четвёртой четверти ребята переходят к электротехническим работам с приборами. На уроках информатики дети изучают не только основы компьютера, но и робототехнику, а также работают с 3D-принтерами.
— Благодаря экспериментальному проекту наша школа преобразилась и стала учреждением республиканского уровня, — рассказывает преподаватель географии Есімбек Кунафин. — Основное отличие нашей школы — переход от традиционного репродуктивного обучения к конструктивному, где дети активно учатся, создавая свои знания. Это оказывает огромное положительное влияние на их успехи. Оба моих ребёнка тоже окончили эту школу: один из них, закончив военный институт, сейчас служит офицером в звании майора, а второй стал студентом Гарвардского университета и сейчас стажируется на Мальдивах. Я желаю всем нашим ученикам больших успехов и надеюсь, что школа воспитает ещё много талантливых и сильных выпускников.
– Эта экспериментальная школа основана на концепции бесшовного образования, где дети плавно переходят из детского сада в школу, а затем готовятся к поступлению в университет, имея крепкие академические и социальные навыки, — делится Эльмира Карманова, сооснователь и генеральный директор проекта «Комьюнити». Для поддержки этого подхода школа не только предоставляет общежитие для учителей, но и развивает комьюнити-центр. Этот центр задуман не только для досуга школьников и проведения совместных мероприятий с родителями, но и как место, где местные активисты и жители могут обсуждать и решать социальные вопросы. Школа становится центром саморазвития для всего села, поскольку, будь то Құлынжон или любое другое село Казахстана, именно школа остаётся единственным пространством, способствующим личностному и социальному росту. Комьюнити-центр в Құлынжоне стремится к простым, но важным целям — устойчивому развитию и вовлечению местного сообщества. Здесь могут собираться родители школьников, дедсадовцы, волонтёры и активисты, которые через совместные проекты, будь то экодвижение или кулинарные мастер-классы, начинают преодолевать инертность и формировать навыки ответственности.
– На международных примерах видно, что продуманное и доступное пространство, подобное этому, может сначала объединить школьное сообщество, а затем — поддержать развитие всего поселения. Вовлечения всех жителей и не требуется: достаточно и 10% населения. При численности села в 700 человек, 70-80 активных участников — это уже серьёзная сила, способная дать толчок для роста. И есть конкретные примеры: за два года в селе Құлынжон прошло более 400 мероприятий и программ, и хотя бы один эффект комьюнити-центра — пять семей, изменивших подход к социальной жизни, благодаря поддержке стали активнее и более ответственными. Когда в безопасной и демократичной среде создаются условия для саморазвития, происходит много позитивных изменений. Важно, чтобы регионы Казахстана стали источником внутренних преобразований, а не только ждали поддержки извне. Сегодня основной поток ресурсов сосредоточен в крупных городах, из-за чего малые населённые пункты выпадают из зоны прогресса, и люди ищут возможности за рубежом. Наша цель — дать жителям региона уверенность в будущем и возможность строить его на родной земле, создавая безопасную и поддерживающую среду, где можно уверенно воспитывать детей и видеть вокруг себя живое, активное сообщество.
— Наша амбициозная цель — создать такие условия, при которых сельские школьники смогут поступать в Назарбаев Университет, а также в ведущие мировые университеты, такие как Гарвард или Оксфорд, напрямую, без необходимости перехода в НИШ или КТЛ, – говорит директор Аралбеком Берікұлы. Мы стремимся доказать, что качественное образование возможно получить в сельской школе, учась в ней с первого по одиннадцатый класс. Наша задача также в том, чтобы обучить новых директоров и учителей, которые смогут поддерживать и распространять эту модель. Если каждый год мы будем готовить команды из трёх учителей, то уже через несколько лет сможем охватить значительную часть сельских школ и вывести их на новый уровень. Конечно, предстоит адаптировать систему и проработать детали, но я уверен, что мы движемся в правильном направлении.
– Результаты ЕНТ с момента моего приезда значительно улучшились. В первый год средний балл был 53, затем 57, а на январском ЕНТ 2024 года он составил уже 89 баллов. На выпускном ЕНТ этот показатель достиг 102 баллов, почти удвоив начальный результат. В следующем выпуске мы планируем достичь среднего балла 110 и обеспечить поступление в Назарбаев Университет и зарубежные вузы. Кроме того, одна ученица из нашей школы поступила в престижную программу “Айқанат” и ещё трое — в специализированные областные школы “Дарын”.
– К счастью, сейчас появляются единомышленники. Я знаю, что есть учителя, которые, окончив зарубежные программы, возвращаются в сёла. Недавно видел ролик об одном таком учителе, который развивает не только государственную, но и частную сельскую школу. Это вдохновляет, потому что такие инициативы только набирают обороты. Молодая кровь, поддержка будущих учителей через специальные программы — всё это придаёт уверенность, что сельское образование в Казахстане будет становиться лучше.
Автор: Qarlyğaş Nūr Jan