Находясь за границей, наши сограждане могут принести пользу Родине, популяризируя казахские традиции и культуру, способствуя укреплению репутации нашей страны. Это тоже важная миссия – продвигать бренд Казахстана в мире, заявил Касым-Жомарт Токаев в интервью газете «Ana tili». Однако, по словам Президента, выезд за рубеж всё же не должен рассматриваться как «билет в один конец». Лучше, когда, освоив новые технологии и набравшись опыта, наши сограждане возвращаются домой, в Казахстан, добавил глава государства. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в республике много сфер, в которых квалифицированные специалисты нарасхват. Задача Правительства – создать условия для их плодотворной работы в нашей стране. Перспективы, которые имеются у молодых казахстанцев, обсудили с членом Ассамблеи народа Казахстана, председателем Союза уйгурской молодёжи РК Рустамом Кайрыевым, передает Toppress.kz.
Рустам Абдусаламович, Касым-Жомарт Токаев в интервью заявил: «Все наши реформы проводятся ради благополучия именно молодого поколения. И это не красивые слова, а сама суть государственной стратегии». Хотелось бы услышать Вашем мнение по этому поводу?
– Ставка на молодое поколение действительно пошла, это видно не вооружённым взглядом, как говорится. Омоложение руководящего состава, открытие молодёжных кадровых резервов, поддержка молодых учёных, выделение грантов на молодёжные проекты, ставка на креативную индустрию, где локомотивом является молодёжь, результаты говорят сами за себя. «Казахстанский школьник продал разработку самолёта компании «Боинг», «Казахстанские школьники выиграли гран-при в Nasa», «Казахстанский студент приглашён на стажировку в Гугл» и т.д. Приятно видеть громкие заголовки, свидетельствующие в том, как казахстанские школьники и студенты осваивают и покоряют волны мировых индустрий, это корпорации-гиганты, где сконцентрированы лучшие умы планеты, и казахстанские молодые люди становятся частью этих инноваций. Но ведь это поколение выросло в определённых условиях, которые создавали все эти годы. Я часто посещаю разные казахстанские школы, они совершенствуются, и впереди ещё много планов по обновлению учебных заведений, совершенствуются и вузы, всё это происходит при поддержке государства.
Какие возможности созданы в РК для развития молодёжи?
– Начнем с того, что создана благоприятная инвестиционная почва, если у тебя есть хорошая идея, ты найдешь инвестиции и покоришь рынок. Помимо этого, есть много государственных программ по развитию молодёжи, большие проекты для сельской молодёжи, креативные хабы для новаторов, платформы для молодых учёных, молодёжные комьюнити-центры и ресурсные центры, работающие абсолютно бесплатно, всё это финансируется государством. Проблема некоторых молодых людей в том, что они сами не интересуется, чем помогает государство молодёжи. Для этого достаточно воспользоваться Google, и всегда найдешь такие проекты, как гранты «Тәуелсіздік ұрпақтары» или нашумевший проект «Президентский молодёжный кадровый резерв», который стал стартовой площадкой для возможностей роста на государственной службе. Подобных программ много при каждом министерстве и акимате.
Как на развитие потенциала молодых казахстанцев влияет процесс цифровизации страны?
– В прямом смысле влияет. Большинство специалистов в этой области молодые люди, причём не только категории «Джуниор» или «Мидл», а категории «Сеньор» — это продвинутый специалист, имеющий богатый опыт работы и обучающий коллег. И самое интересное, что среди них много самоучек, которые сами создают новые языки программирования. Спрос на них очень большой, в том числе и за рубежом. Но для того, чтобы эти специалисты оставались здесь, в Казахстане, и продвигали нашу цифровую экономику, нужно создавать условия. Цифровизация делает нашу молодёжь современной, создаёт много рабочих мест.
В списке востребованных профессий будущего в Казахстане, как минимум 50% связаны с IT и цифровизацией. У нас есть люди, которые говорят, что програмист — это будущее, нет, это уже прошлое, а настоящее — это уже цифровой лингвист, более продвинутый в знаниях специалист. Мы делаем большие успехи в цифровизации, цифровая экономика – это отличная альтернатива для сырьевого рынка. Капитализация цифрового рынка будет расти, ускоряя свои темпы, зелёная энергия не будет работать в полной мере без цифровизации, а мы стремимся к её развитию. И самое главное, отвечая на вопрос о том, как на развитие потенциала молодых казахстанцев влияет процесс цифровизации страны, хочу отметить, положительно. Он двигает нашу молодёжь вперёд, от этих тенденций мы не должны отставать. Есть термин «страны третьего сорта», мне кажется, что скоро появятся страны и «четвёртого сорта», в этот список попадут государства, отстающие от цифровых тенденций.
Задача государства – материально и морально помочь молодым специалистам, – резюмировал Президент. Какие меры принимаются для реализации поручений К. Токаева?
– Тут я отвечу кратко: гранты на обучение, гранты на развитие, создание благоприятной среды для высшего образования, кадровые резервы. Всё это направлено на развитие молодёжи, и всё это финансируется государством.
Насколько активно молодёжь принимает участие в реализации президентских инициатив, в частности в кампании «Таза Қазақстан»?
– Молодёжь стала генератором этой акции, так как больше всего молодых людей приняло участие в данной кампании. Молодёжные общественные организации в рамках акции «Таза Қазақстан» стали придумывать разнообразные инициативы с креативным подходом, за которыми стали раскрываться проблемные вопросы более углублено, это позволило некоторым задуматься. То есть это не банальное видение слоганов, как было раньше, например, «посади дерево – воздух станет чище». Молодёжь стала закреплять идеологическое видение в экологическом воспитании. Для примера, назову пару наших акций в Алматы, такие как «Сдай батарейку – сохрани здоровье Земли», «Яркий камень Малой Алматинки». Все эти акции не просто направлены на сбор мусора, а ориентированы на вызывание чувств любви к окружающей среде.
Касым-Жомарт Токаев в интервью заявил: «Запуск инициативы «Таза Қазақстан» продиктован идеей внедрения новых стандартов экологической культуры в обществе». Как Вы оцениваете кампанию, какие видите результаты и перспективы реализации проекта?
– Экологическая ситуация на планете достигает критической отметки, это факт. Получается так, что высший разум планеты сам же её губит, плюс другие сопутствующие факторы из космоса. В итоге, что принёс 2024 год? Рекордная жара, грязный воздух, пластиковое загрязнение, коралловый кризис, усиление штормов, 22% мигрирующих видов биоразнообразия под угрозой, сокращение лесного покрова, в одних регионах засуха, в других водный апокалипсис, баланс нарушен! Но при этом в мире начал расти интерес к природным технологиям, как к способу восстановления экосистем. Суды и международные трибуналы обязывают снижать выбросы и парниковые эффекты, ООН выпускает новые климатические амбиции, а мы запустили масштабную акцию «Таза Қазақстан».
Кампания, которую инициировал наш Президент, получилась масштабной, это действительно не разовая акция, связанная с уборкой мусора на улице, это повышение экологической культуры нашего общества. Экологическое воспитание человечества сегодня необходимо как воздух, особенно подрастающему поколению. В ближайшем будущем предусмотрено множество новых профессий, связанных с экологией и экологическим воспитанием, к примеру, экоаудитор, эковожатый и другие, сегодня они уже вошли в ТОП востребованных.
Новое поколение, выросшее в духе экологического воспитания, которое надо формировать сейчас, способно исправить ситуацию на планете, мы зашли далеко, но ещё не поздно. Поэтому акция «Таза Қазақстан» — это глобальное решение, способное усилить культуру любви к окружающей среде. Кампания дала колоссальные цифры вовлечения нашего общества в вопросы улучшения экологии, в акции приняли участие 3,8 млн казахстанцев, собрано 1,5 млн тонн мусора и посажено 3,2 млн деревьев. А самое ТОПовое во всём этом, то, что молодёжь выступила генератором этой программы, проводя большое количество акций под эгидой «Таза Қазақстан». Это говорит об экологическом воспитании целого поколения, которое, строя новую промышленную революцию, будет учитывать минимальное воздействие на экологию в будущем. Вот, что такое «Таза Қазақстан».
По словам Президента, ответственность за реализацию программы «Таза Қазақстан» несут в первую очередь акимы. Что об этом думаете Вы?
– Всё верно, они, как градоначальники и ответственные лица должны первыми показывать пример. У акимов есть ресурсы, и в тандеме с гражданским обществом, получилось что-то яркое и действительно полезное. Наши инициативы в рамках кампании «Таза Қазақстан» акимат очень хорошо поддержал. Мы все ищем взаимодействия государственных структур с обществом, вот оно и есть. Поэтому факт того, что Президент возложил ответственность за реализацию программы на акимов, считаю эффективным решением.